Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Авторские колонки

Куда исчезла самая читающая страна?

10.10.2011  | Автор: Марианна Сухова  | Источник: Schoolrm.ru   Просмотров: 1608

Мы мало читаем. Мы — это россияне, взрослые и дети. Из самой читающей страны с блестящими литературными вечерами и чтением стихов на площадях, мы превратились в страну, в которой негде блеснуть своей начитанностью.

Восемьдесят процентов детей, приходя домой, учат уроки и отправляются к мониторам компьютеров. Им интереснее громить вымышленного врага и строить виртуальные фермы, чем читать познавательную, увлекательную книгу. Половина из них не знает, а вторая лишь догадывается о том, что мир чтения — это мир путешествий и открытий. Они уверены, что чтение — это скучное занятие. То, чем восхищались рожденные в прошлом столетии, нынешнее поколение считает ненужной обязаловкой.

В семье, где родители являются книголюбами все несколько иначе. Дети, видя перед собой ежедневный пример, копируют поведение взрослых, постепенно втягиваясь в процесс ежедневных открытий. У них более широкий кругозор, чем у сверстников, они более любознательны и обучаемы.

Почему же их одноклассники не испытывают тягу к процессу чтения? Этот вопрос лучше задать преподавателям предмета «Литература» и учителям начальных классов. В начальной школе создается задел на весь последующий процесс обучения. И если педагог не научит любить книгу и извлекать из нее массу полезной информации, в дальнейшем, ребенок будет только отдаляться от чтения литературы.

Воспитатель группы продленного дня начальных классов рассказывала, что перед тем, как уложить детей спать, она ежедневно читала им книги. Самые разные. Группа, свернувшись калачиками под одеялами, слушала ее, затаив дыхание. Дома у детей просто не было таких произведений. Через месяц, родители стали с удивлением рассказывать, что их дети дома…читают. Сами, не из-под палки и с необычайным интересом. Педагог всего лишь профессионально читал текст на разные голоса.

Если поддержать увлечение в старших классах, можно добиться неплохих результатов в плане написания сочинений и изучения родного языка. Очень хорошо, если рядом с ребятами увлеченный педагог, мастер в своей профессии, готовый делиться знаниями. Очень плохо, если вместо него равнодушный человек, не отступающий от букв конспектов.

Трудно представить, но существуют школьные учителя литературы, у которых на домашней книжной полке только учебники. Они хорошо знают предмет в пределах школьной программы, но не могут предложить ничего сверх нее.

Конечно, страна изменилась. Появились высокотехнологичные разработки, которые намного интереснее печатной книги. Так может, стоит призвать на помощь науку? Безопасные для глаз последние модели электронных книг вмещают несколько десятков томов. Полезно для разума и интересно по своей сути. Расширяется круг знаний, да и перед одноклассниками есть чем похвастаться.

Но иногда возникает мысль: «А надо ли?». К чему все эти переживания, если в своих интервью, чиновники от образования, употребляют высказывания, что, да, мы были самой читающей страной, наша система образования отличалась от систем других государств разнообразием предметов. Но эти предметы на самом деле НЕ НУЖНЫ.

Почему мы так стараемся быть такими как все? Как на западе, как в Европе, как в США… Быть самостоятельными и похожими на самих себя не так уж плохо. А выражение «самая читающая страна» — не повод для насмешек. Так хочется, чтобы такая страна никуда не исчезла.

Фото © 123rf.com


Возврат к списку


Из жизни школ

Аллея славы