Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонка редактора

Сергей Болисов: 

04.03.2011

Сергей Болисов

Редактор школьного портала Schoolrm.ru

Новые образовательные стандарты или операция «Ы»

Новые образовательные стандарты. За очень непродолжительное время это словосочетание успело набить оскомину даже тем, кто и близко не соприкасается с проблемами образования. Настолько часто обсуждается этот вопрос во всевозможных СМИ, что уже начинает казаться, будто главное — не принять грамотные стандарты, а поговорить на эту тему. Разумеется, сам факт широкого общественного обсуждения такого важного документа не может не радовать, однако, большинство разговоров на эту тему, на мой взгляд, не приносят пользы никому. Кажется, только за последние две недели на обсуждение новых стандартов для старшеклассников различные ведомства потратили времени больше, чем разработчики на их подготовку. Опять же, больше — не меньше, но проблема здесь отнюдь не в количестве, а в качестве обсуждений. Считается, что «правильным» мнением обладают лишь высокопоставленные чиновники и различного рода депутаты. По моему же мнению, как можно чаще привлекать к рассмотрению этого вопроса стоит тех, кто сталкивается со школьниками каждый день — обычных учителей. Их, конечно, привлекают и сейчас, но, во-первых, гораздо реже, чем это стоило бы делать, а во-вторых, к их мнению прислушиваются далеко не всегда. А ведь именно они, опираясь на собственный многолетний опыт, могут заметить такие моменты в проекте, которые в условиях повседневной школьной жизни работать не будут. Иначе мы опять получим «закон», который в реальности ничего не регламентирует, оно нам надо?

Большинство отзывов о существующей редакции новых образовательных стандартов носят негативный характер. Совершенно ясно, что под давлением общественности и экспертов, которые неоднократно высказывались о слабых сторонах этого документа, правительство не примет их в том виде, в котором он есть сейчас. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко на прошедшей неделе подтвердил это в своём интервью «Российской Газете». В проект уже были внесены некоторые коррективы, например, был пересмотрен список обязательных предметов. В следующей редакции предполагается пересмотреть нормативы новой дисциплины, предложенной министерством, «Россия в мире». Такого предмета раньше не существовало в принципе, от этого и все «волнения» в обществе. Не ясно, что именно в рамках этих занятий будут изучать школьники, в каком количестве и так далее. Многие эксперты вообще опасаются, как бы школьникам не начали со школьной скамьи прививать нелюбовь к Западу и Азии, рассказывая о том, какие все вокруг плохие. Историю можно интерпретировать по разному, это уже неоднократно подтверждалось авторами многочисленных учебников. Этой проблемы я уже касался в прошлый раз, поэтому сейчас углубляться не буду. Замечу лишь одно: с той фанатичностью, которую проявляют авторы учебников, коверкая исторические факты, может преподаваться и предмет «Россия в мире». Этого бы очень не хотелось. 

Когда тема введения новых «норм и правил» в образовательный процесс нашей страны стала обсуждаться наиболее активно, мы узнали, что, оказывается, чуть ли не 40% школ в России уже практикуют систему профилирования в старших классах. Я, конечно, знал, что такие школы есть, но что их 40% и предположить не мог. Откуда, спрашивается, тогда такая волна недовольств со стороны родительского и учительского сообществ? Ведь полстраны уже так учится! Мне эта ситуация не совсем понятна. Тихим сапом министерство внедряет профильное образование почти в половину общеобразовательных школ, а мы об этом ничего и не знаем. Всё это наводит на определённые мысли, но, чтобы вы не сочли меня параноиком, я не буду развивать эту тему. Опять же, замечу только одно: на мой взгляд, такие важные решения, как введение профилирования предметов, не должны приниматься узким кругом лиц, не должны. 

Подводя итог, выделю три основных мысли сего послания: на мой глубоко субъективный взгляд, к обсуждению любых законопроектов, связанных с внедрением каких-либо новаций в образование, необходимо как можно чаще привлекать школьных учителей, способных оценить реальную нужность той или иной новации; не стоит на государственном уровне решать, кто друг, а кто враг и преподносить это в качестве прописной истины через школьные учебники; пора переходить от практики принятия важнейших решений в маленьких душных кабинетах к широкому общественному обсуждению.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1618


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы