Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонка редактора

Сергей Болисов: 

08.06.2011

Сергей Болисов

Редактор школьного портала Schoolrm.ru

ЕГЭ противопоказан гуманитарным дисциплинам

Всё, о чём говорится последние недели — это, конечно же, ЕГЭ, его плюсы, минусы, недоработки. Мне хотелось бы рассказать свои мысли по поводу Единого госэкзамена по гуманитарным предметам: русскому языку, литературе, обществознанию, истории и так далее. А конкретно — о том, что я не считаю модель ЕГЭ приемлемой при сдаче дисциплин, подразумевающих наличие навыков грамотной речи и, разумеется, более-менее грамотного письма. Если с письмом всё ещё хоть как-то понятно, т.к. во многих ЕГЭ предусмотрена часть С, предназначенная для выполнения письменного задания, то с речью, увы, полный провал.


ЕГЭ — не универсальный инструмент


Неоспорим тот факт, что большинство сдающих обществознание и историю пойдут учиться, а затем, скорее всего, и работать в сферу, где самыми важными качествами являются как раз умение рассказать, объяснить и обсудить какие-то факты. К сожалению, во время экзамена эти умения вообще никак не проверяются, и, как это ни грустно, в принципе не могут быть проверены. Такова суть ЕГЭ — свести всё к банальному тестированию. Лично я не нахожусь на стороне тех, кто априори считает тестирование плохим способом выявления знаний, отнюдь, но я глубоко убеждён в одном — не стоит применять тесты как универсальный инструмент. Они, на мой взгляд, вовсе не способны выявить реальные знания гуманитария, как не способны и принять во внимание его индивидуальные качества.


Так почему бы не сделать форму сдачи экзамена для людей, что называется, с гуманитарным складом ума такой, при которой они будут чувствовать себя в своей тарелке? Чтобы ученик, имеющий явные склонности к изучению истории, рассказал экзаменатору о ходе Русско-японской войны, а обществовед по призванию — о регулировании налоговой политики государства. Страшно осознавать, что в данный момент такое решение проблемы — скорее фантастика, чем реальность.


«Натаскивание на тесты»


Победитель республиканского конкурса «Учитель года-2011», педагог русского языка и литературы Ольга Горшкова, отвечая на вопросы интервью для нашего портала, на мой взгляд, правильно оценила ситуацию. «Уроки в выпускных классах, мы, учителя, превращаем в «натаскивание» на тесты ЕГЭ, вместо того, чтобы лишний раз окунуться в мир русской литературы или познакомиться с шедеврами русской речи». Особое опасение вызывает то, что подобная история характерна уже не только для старшеклассников. Всем известны планы Минобрнауки и Правительства по введению аналогов ЕГЭ в 9-х и даже 3-4-х классах школы, а это означает постепенный переход к «натаскиванию» с первого класса. Как я уже говорил ранее, для детей — это, с одной стороны, хорошо: к одиннадцатому классу они приучатся к аттестации в форме тестирования, но с другой — ужасно. Ведь самоцелью учащихся станет не изучение наук для накопления систематических знаний, а сдача экзамена. Сдал — и забыл, как принято говорить в студенческой среде.


Результаты опросов показывают, что школьники не в восторге от творчества Пушкина, но специалисты подчёркивают: это вина не Пушкина, а школьной программы, которая сформирована таким образом, что учащимся преподносятся не самые понятные для детского ума произведения. Отсутствие хорошей программы, замена уроков на «натаскивание на тесты» — что в результате мы хотим получить? Увы, 2+2 никак не дадут 5.


Многие дети уже в начальной школе проявляют свою расположенность к изучению отдельных предметов, но до сих пор не разработана методика выявления и дальнейшей работы с такими школьниками, что уж говорить про отдельные экзамены по гуманитарным наукам. Но нам с вами, как и всегда, остаётся надеяться на лучшее. Будем верить и ждать, что сильные мира сего обратят внимание на существующие проблемы.


Фото © uralstudent.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 3612


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы