Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Данильчев Александр Алексеевич

Педагогическая философия учителя эрзянского языка

Данильчев Александр Алексеевич

Учитель эрзянского языка, МОУ «Лицей №26», г. Саранск

Эрзянь келесь эсь койсэнзэ
Мазый, эрявикс, питней.
Илядо стувтне эйсэнзэ,
Путодо тензэ седей
Эрзянский язык красивый
Нужный и богатый.
Никогда не забывайте его,
Вкладывайте в него своё сердце
(Серафима Люлякина)

Многие спрашивают меня: «Для чего нужен эрзянский язык? Зачем он нам? Ведь на нём практически никто не говорит…». Но я же, нисколько не стесняясь, со своим давно сложившимся эрзянским акцентом отвечаю таким образом: «Язык нужно изучать для того, чтобы в каждом жителе нашей республики была частичка эрзянского и мокшанского самосознания, был наш национальный дух. А что такое дух? Это древнее дерево эрзян и мокшан. Оно было посажено в далёкие-далёкие времена. И корни-то у него всегда останутся эрзянские, мокшанские. Самое главное, чтобы ствол тоже был эрзянский и мокшанский. А ветви и листья должны развиваться, крепнуть, и это дерево должно приносить новые плоды, эрзянские плоды, мокшанские плоды. И со временем таких деревьев должен быть целый лес, много лесов… Но если распилить хоть одно дерево, то останется пустота, и нужно сделать так, чтобы этой пустоты не было. То же самое и язык. Если забыть хоть одно слово из родного языка, то образуется пустота. Если не употреблять много слов, то язык просто напросто умрёт. Вот и поэтому нужно помнить о своих корнях, чтить предков, знать свой родной язык, общаться на своём родном языке, дышать им, мыслить им, гордиться им, любить его…». Один великий мудрец справедливо заметил: «Язык – это мир, в котором живёт человек, это древняя форма общения между людьми». Всего в мире насчитывают около 6000 языков. И нам надо сделать так, чтобы все эти языки жили и развивались. Эрзянский и мокшанский языки тоже нужно сохранить во что бы то ни стало. Их нужно любить, чтить и уважать. И пока мы будем общаться на своих родных языках, пока мы будем поддерживать национальное самосознание, языки будут жить и расцветать, как деревья, как леса, которые дают кислород для того, чтобы развивались, росли и крепли новые деревья, и чтобы новые деревья, в свою очередь, тоже дали плоды для дальнейшего развития! Точно также языки должны изучаться в дошкольных учреждениях, школах, институтах и университетах. А мужчинам-преподавателям, как и языку, тоже должно уделяться пристальное внимание, так как их роль в школе неоценима. Ведь мужчина является вторым отцом, наставником, тренером и просто хорошим другом, который в любую минуту готов решить сложный вопрос или возникшую трудность, помочь своим словом и советом, просто помочь… На мой взгляд, мужчине легче найти общий язык с учениками, так как он обладает хорошими коммуникативными способностями, огромным стремлением к любому делу, и конечно же психологией победителя. А это играет большую роль в педагогической деятельности. Имя Александр говорит само за себя. Защитник, победитель и максималист, достигающий своих целей. В данном случае в развитии национального образования. Тем более преподавать эрзянский язык сможет не каждый. Мало владеть языком, так нужно его хорошо преподать, преподнести, чтобы это послужило своеобразным стимулом для дальнейшего роста и самосовершенствования. Мужчины всегда добиваются поставленных задач. Надеюсь в нашей республике увеличится число педагогов по родным языкам (особенно мужчин). Искренне верю, что наши языки будут жить, развиваться и цвести. И мужчин-педагогов станет больше, как и слов в наших родных языках.


Обучение эрзянскому языку является очень интересным и увлекательным. Ученики часто стараются произносить ещё незнакомые фразы и выражения. И мне, как учителю, это доставляет приятное удовольствие. При этом основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.


Цель обучения эрзянскому языку раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического. Воспитательный компонент создаёт у обучающихся положительное отношение к изучаемому языку и культуре народа, говорящего на данном языке, уважительное отношение к национальным традициям и обычаям. Воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность. Образовательный компонент предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовских народов. А развитие учащихся предусматривает формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Практический результат обучения заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные коммуникативные потребности учащихся. Я полагаю, что с помощью таких целей обучения и выстраивается образовательный процесс. Как педагог-лингвист стремлюсь обучить своих учеников не только эрзянскому языку, но и ознакомить их с культурой, традициями, обычаями, менталитетом эрзянского и мокшанского народов.


При изучении каких-либо языков ученикам требуется большое количество материалов. Это могут быть журналы, учебники, книги и другие вспомогательные средства. Эрзянский язык является одним из наиболее популярных и изучаемых финно-угорских языков, так как очень простой в плане чтения, произношения и звучания. В последнее время большим тиражом издаются учебники, рабочие тетради, разговорники. Востребованы детские журналы «Чилисема» («Восход солнца») и «Якстерь тяштеня» («Красная звёздочка»), являющиеся своеобразным катализатором в изучении и популяризации языков. Есть и значительные недостатки. Прежде всего это проявляется в отсутствии методических рекомендаций. Это очень большая проблема в развитии национального образования. А вот появление методических рекомендаций намного облегчит учебный процесс. Ещё одним серьёзным недостатком в обучении эрзянскому языку является отсутствие аудиодиска для прослушивания всевозможных текстов, загадок, пословиц, поговорок, песен. Ведь при изучении того же английского и немецкого языков с первых дней обучения учащиеся могут слышать, как звучит иностранная речь. На мой взгляд, создание аудиодиска значительно повысит стимул к изучению мордовских языков, повысит уровень успеваемости учащихся. Такой диск будет полезен на уроках аудирования. Хорошей идеей является создание электронных учебников и книг для внеклассного чтения.


Значимую роль в обучении эрзянскому языку играют олимпиады. Они стимулируют большое желание изучать предмет, знать его трудности и тонкости. Мои ученики с удовольствием участвуют в олимпиадах и проводимых факультативах. Благодаря этому повышается интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности на родном языке, а также к изучению предметов этнокультурной направленности.


Целесообразность изучения в школе последних достижений науки также считаю одним из ключевых направлений обучения вообще. Мои ученики также принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях. Наиболее популярные конкурсы: «Школьники города – науке ХХI века», творческие конкурсы учащихся на эрзянском и мокшанском языках, исследовательские работы «В узах дружбы 1000 лет», посвящённые празднованию в 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Такие конкурсы привлекают ребят к изучению культуры, истории, традиций; сохраняют и развивают мордовские языки, а также воспитывают национальное самосознание обучающихся, развивают национальный менталитет.


С помощью различной информации я с учениками узнаю о происходящих в республике изменениях. Многие из ребят регулярно просматривают телепередачи на местном телевидении: «Од пинге», «Мордовиянь кулят» и «Сияжар». Значительную часть информации ученики осмысливают и в дальнейшем рассказывают своим родственникам, а затем и учителю. Огромную роль в воспитании культурных традиций и освоении нового лексического материала играют фольклорные и литературные тексты. Они не менее эффективны, чем просмотр телепередач. Совместно с телекомпанией «Телесеть Мордовия» и национальной программой «Од пинге» («Новое время») я реализую проект «Кортатано эрзякс» («Говорим по-эрзянски»), в котором ученики разучивают небольшие диалоги: приветствие, знакомство, каникулы и др. Это большой шаг к изучению языка и культуры. Кроме этого у меня есть идея записи собственного диска совместно с мокшанским гармонистом Иваном Никитиным, в котором прозвучат стихи и басни на мордовских языках. Такого проекта в сфере национального образования ещё не было. И аналогов ему тоже нет. Этот диск будет полезен не только для учеников и студентов, но и в целом для любого жителя нашего региона и за его пределами. С молодыми коллегами из других финно-угорских регионов мы уже обсудили перспективы данного диска. Так что национальное образование и его инновационные разработки будут в ближайшем будущем на лидирующем месте.


Моим ученикам интересно изучать эрзянский язык. Мы с удовольствием учим считалки, поём песни, читаем стихотворения, смотрим документальные фильмы и мультфильмы. Когда видишь желание детей учить родной предмет, сразу вспыхивает большая национальная гордость за себя и своих подопечных. Для различных групп учащихся я выбираю самые разнообразные методы обучения. С одарёнными детьми целенаправленно готовлюсь к олимпиадам и творческим конкурсам. Вместе читаем и переводим тексты, составляем диалоги, выполняем тестирование, обсуждаем различные события и новости. Кроме этого с остальными школьниками рисуем рисунки, устраиваем выставки, говорим об эрзянской рубашке, о финно-угорских народных состязаниях, песнях, танцах, о национальной кухне, о родственных финно-угорских народах. Организуем встречи со спортивными деятелями (Людмила Русяйкина), детскими писателями и поэтами (Николай Ишуткин). Смотрю в будущее с оптимизмом. Надеюсь, что с помощью таких встреч мои ученики ещё в большей степени будут проявлять интерес и увлечение к эрзянскому языку. А совсем скоро в школе планируется проведение соревнований по финно-угорским играм, продолжатся встречи с известными людьми и много других интересных событий. Всё это является своеобразным стимулом для дальнейшего изучения и популяризации эрзянского языка. К отстающим школьникам я применяю индивидуальный подход: вместе читаем, выполняем задания, произносим труднопроизносимые звуки и слова. Конечно, не всем ребятам удаётся проявить свои знания в сфере эрзянского языка, тем не менее я стараюсь преподнести свой предмет «вкусным, сочным и аппетитным». В конце урока дети задают различные вопросы об эрзянах, мокшанах, финно-уграх, воине Тюштя, трубе торама, говорят о своих предках, о своей семье, о своей деревне. Это своеобразный «десерт» к полученному «обеду». И всё-таки большое удовольствие быть учителем эрзянского языка!


Летом 2012 года в нашей республике будет отмечаться «1000-летие единения мордовского народа с народами России». Эрзя и мокша проживают по всей территории страны. Это праздник и тех народов, которые вместе с эрзянами и мокшанами живут на одной земле, на одной территории, поскольку основную идеологию праздника выражает слово «единение». Это ключевое понятие и визитная карточка юбилея. Наш праздник открывает равные возможности каждому народу. Основа данного события состоит в том, что в нашей многонациональной стране нет народов великих и малых, все равны и равноправны, и каждый из них несёт свою меру ответственности за целостность государства, за его судьбу, за всё, что происходит в его великой истории. Эрзянский и мокшанский народ не просто равный среди равных. Он причастен к зарождению, формированию и укреплению российской государственности. Единение – это тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов. Единение – это процесс объединения, слияния, взаимодействия различных этнических групп, имеющих общие цели и интересы. Единение мордовского народа с народами Российского государства было сложным и длительным процессом, растянувшимся на несколько столетий. Предстоящий юбилей призван подчеркнуть в первую очередь историческую общность всех народов России, вносящих свой вклад в укрепление её государственности. Юбилейные мероприятия будут способствовать обогащению международных культурных связей.


И в преддверии поистине исторического события все должны чётко понимать и осознавать, что именно 1000 лет наши народы живут в мире, добре и согласии. Ведь именно сейчас роль педагога очень важна. Именно сейчас как никогда очень важно изучать и популяризировать свои родные языки среди близких и родных, друзей, знакомых, в Интернете. И именно национальный аспект является главным в моей педагогической деятельности. Не зря эрзянский и мокшанский являются вторыми государственными языками в нашей республике. Эрзя и мокша являются коренными народами России. Это исчезающие народы, и их нужно сохранить и беречь. Если мы и наши дети сохраним свой язык, значит мы сохраним свой народ, уникальную культуру, национальное самосознание, обычаи и традиции, отношение друг другу. И предстоящее событие призвано объединить нас ещё больше. Надеюсь, что интерес к изучению эрзянского и мокшанского языков станет возрастать. А закончить своё эссе я хочу словами эрзянского поэта и философа Числава Журавлёва: «Тиринь келенек вал эждек эйсэнек свал» («Согревай нас всегда любимое слово родного языка»).


Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6001


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы