Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Тимофеева Тамара Степановна

Формирование слуховой ориентации ученика как важнейшей предпосылки перспективного обучения в классе скрипки

Тимофеева Тамара Степановна

Преподаватель по классу скрипки, МОУ ДОД «Детская школа искусств №1», г. Саранск

В сложном процессе овладения игрой на скрипке огромное значение имеют первые простейшие шаги маленького скрипача. Те привычки, которые проявляются в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося.


Воспитательные и учебные задачи на первых уроках в классе скрипки решаются в своеобразных условиях. Начинающий ученик, как правило, не имеет никакого представления об игре на инструменте. В школу его приводит стремление к музыке, желание играть. Ему нет дела до того, что извлечение и одного звука на скрипке требует большого труда. Так возникают противоречия между содержанием первых занятий и интересами начинающего скрипача. Стремясь преодолеть этот разрыв, педагоги иногда форсируют изучение «постановки» и начальных приёмов, не учитывая степени подготовленности ученика к этой работе. У начинающего нет опыта, на который он мог бы опереться. А без опоры на собственный опыт невозможно сознательное и прочное овладение элементарными навыками. Поэтому первая задача педагога – помочь ученику приобрести недостающий опыт хотя бы в минимальном объеме, чтобы потом использовать его в процессе обучения. Один из путей ее решения – наблюдение за игрой педагога, накопление музыкальных впечатлений и их обсуждение.


Подобная форма занятий формирует мышление ученика в трех направлениях – слуховом, двигательном и образно-художественном.


Именно на этой подготовительной стадии занятий, отталкиваясь от эмоциональной реакции на музыку различного характера, надо начинать развитие художественного восприятия. Поэтому на первых уроках нам, педагогам, приходится много играть и говорить о музыке о ее характере и настроении. Исполнять детские песенки можно из любого сборника нот, а я часто пользуюсь такими, где собраны песенки из популярных мультфильмов. Чтобы ученик смог разобраться в характере музыки, обращаю его внимание на названия песен.


Конкретные задачи на данном этапе заключаются в воспитании умения не просто слушать музыку, а вслушиваться в ее звучание, постепенно приучаться различать его компоненты:

  • направление движения мелодии;
  • соотношение длинных и коротких звуков;
  • обращать внимание на различие звуков по высоте и протяженности.

Если ученик не может пока различить высоту близких звуков, он безошибочно различает звуки или мелодию различных регистров.


Существует мнение, что на скрипке могут заниматься только те дети, которые имеют тонкий, хорошо развитый слух, но на самом деле нам, струнникам, зачастую приходится работать с учащимися, которые имеют различные уровни развития слуховых данных. Поэтому, другая важнейшая задача педагога-скрипача - подготовка музыкального слуха к работе в условиях игры на скрипке, которая требует не просто наличие музыкального слуха, а слуховых реакций, непосредственно связанных с двигательным игровым процессом.


Общение с инструментом только способствует формированию музыкально-слуховых представлений, начинать развитие которых целесообразно с использования песенок-прибауток, построенных на одном звуке. Например, детские песенки «Петушок», «Красная коровка», « Как у нашего кота» проходим в три этапа:

  • пение песенок с простукиванием ритмического рисунка;
  • исполнение щипком, со словами (развитие слух.ритм. представлений);
  • исполнение смычком (работа над распределением смычка).

Для восприятия ритма песни нужно использовать стихотворный ритм текста: хорошо зная слова песенки, ученик не будет делать ритмических ошибок.


На первом этапе обучения иногда остается в стороне работа над тембровым восприятием, а также развитием гармонического слуха. Вместе с тем элементарное ощущение тембровой окраски звуков связано с различением звучания струн скрипки. К этому я привлекаю внимание ученика, подыскивая понятные ему образные характеристики тембра каждой струны:

  • струна МИ - самая тонкая, звонкая;
  • струна ЛЯ - звучит иначе, звук у нее мягкий;
  • струна РЕ - ее звучание напоминает человеческий голос;
  • струна СОЛЬ - самая толстая, звучит низко, как «мужской бас».

Что касается гармонического слуха, то здесь можно отметить два момента:

  1. неоценима роль игры с фортепианным сопровождением в пьесах на открытых струнах, где перед учащимся ставятся простейшие игровые задачи, а партия фортепиано достаточно развита (например, р.н.п. «У меня ль в садочке», д.п. «Козочка»); желательно фортепианное сопровождение вводить как можно раньше, иначе ученик привыкнет играть один, и партия фортепиано будет ему мешать;
  2. использование скрипичных дуэтов имеет большое значение для воспитания исполнительских качеств юного скрипача в развитии гармонического слуха.

С первых шагов необходимо воспитывать ладовую настройку слуха. Известно, что наиболее эффективным средством для этого является транспонирование. Этот методический прием педагогами-струнниками используются недостаточно широко. С начинающими выученную песенку на скрипке можно играть той же аппликатурой, но на других струнах. Этот простой вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но дает понять ученику, что одну и ту же мелодию можно играть на разных струнах. И здесь я обращаю внимание ученика на то, что мелодия приобрела новую окраску.


Для расширения слухового опыта ученика, для перестройки его слуховой ориентации можно подобрать пьески, где использованы народные лады. А так как элементы фольклора звучат необычно, то от ученика потребуется волевое вслушивание (р.н.п. «Мой миленок невелик», «Таджикская народная песня»).


Таким образом, подобная целенаправленная работа с начинающими ведется в тесной связи с приспособлением к инструменту и изучением первых двигательных навыков. Забота о последовательном формировании и развитии всех сторон музыкальных способностей должна с самого начала быть в поле зрения педагога, независимо от задатков ученика – состояния его слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6195


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы