:
:
:
:
:

Кудесник земли Темниковской

18.06.2018 1407

Кудесник земли Темниковской

 

Кудесник земли Темниковской.

 

 

«Моим искренним желанием является то,

 чтобы музыкальное искусство в нашей республике

развивалось ещё успешнее».

                

Леонид Воинов.

 

 

 

    В 1898 году, когда первый в России оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Андреевым, отмечал своё 10-летие, а балалайка, одетая им во фрак, победоносно шествовала по России и зарубежью, в старейшем городе Темникове Тамбовской губернии в семье Воиновых родился мальчик. Ему суждено было вписать в историю отечественной культуры огромную главу под названием Леонид Иванович Воинов.  Именно ему в новом xx веке в темниковском крае удалось продолжить богатые исполнительские традиции «отца русской балалайки» Василия Андреева, его последователя-Бориса Трояновского и приумножить славу народных инструментов.

   Завершалось последнее 10-летие века 19-го. Мир был покорён балалайкой легко и непринуждённо, как лёгок был балалаечный звук, разносившийся по всем бескрайним просторам России. Покорили 3-и балалаечных струны и темниковцев. С детства, слушая игру своего отца, слушая народные песни Леонид всем сердцем полюбил музыку и с раннего возраста самоучкою начал обучаться игре на гармонике, балалайке и скрипке.

   Мелодии народных напевов могучим водопадом вливались в душу будущего музыканта. Леонид понимал, что именно балалайка более чем любой другой русский народный инструмент способна в совершенстве передавать характер народных песен, что в ней таятся богатые возможности. Чем больше он узнавал о деятельности Василия Андреева и его оркестра, тем больше укреплялась его мечта – виртуозно овладеть игрой на балалайке, чтобы 3-и балалаечных струны стали музыкальным продолжением струн его «воиновской» души и создать на своей темниковской земле оркестр русских народных инструментов.

   Начало творческого пути Леонида Воинова было определено не только велением сердца, но и временем, в котором он жил. Каждый день 1-го послереволюционного года входил в историю страны, в жизнь каждого человека невиданными знаковыми событиями. Этот год стал знаменательным и для 20-летнего Леонида Воинова. Обладая каким-то магическим влиянием Воинов из таких же одержимых музыкой людей, как и он сам, создаёт самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

   И вот 20-е марта 1918 года. Когда Андреевскому оркестру исполнялось 30 лет, в городе Темникове в зале женской гимназии исполнением вариаций на тему революционной песни «Смело, товарищи, в ногу» во весь голос заявил о своём рождении темниковский Великорусский оркестр народных инструментов.

   Выбор даты своего первого выступления и название «Великорусский» были неслучайны. Так дирижёр Леонид Воинов и его15 единомышленников хотели подчеркнуть, что их коллектив будет сохранять и развивать традиции исполнительского искусства на народных инструментах, заложенных в 19-ом веке Василием Васильевичем Андреевым.

   20-е марта 1918 года не только день рождение темниковского оркестра и дебют Воинова – дирижёра, но и рождение Воинова – композитора. Все аранжировки для оркестра революционных и рабочих песен, исполненных на первом концерте, были выполнены начинающим музыкантом.

   Земляки восторженно приняли выступление оркестра и он сразу становится очагом музыкального просвещения всего Темниковского уезда. Вскоре на сцену выходит уже не 15, а 20 музыкантов, затем в два, в три раза больше. Это были музыканты любители, для которых служение музыке станет смыслом жизни, а точнее это будет сама жизнь, это тот огонёк, который греет всех темниковцев до сих пор.

   Участники активно включились в музыкально-просветительскую работу. Они буквально повсеместно создавали музыкальнее кружки: в педтехникуме, райпромкооперации, вечерней школе. Старший сын Л.И.Воинова Владимир организовал оркестр народных инструментов на Кондровской фабрике. Младший сын Валентин руководил художественной самодеятельностью в СПТУ №1. Выступали оркестранты и детских садах. Как верно заметил московский художник Е. Самсонов, побывавший в Темникове в 60-е годы хх века, город представлял собой нечто вроде единой семьи любителей-музыкантов.

   Будучи требовательным руководителем,  Леонид Воинов тщательно подходит к составлению репертуара, включая в каждую концертную  программу произведения Василия Андреева и Бориса Трояновского. Заботясь о создании разнообразного репертуара, при оркестре был организован хор, которым также руководил Леонид Воинов. Теперь в репертуаре оркестра были не только революционные и народные песни, но и инструментальные, вокально-хоровые произведения зарубежных и русских композиторов, а переложении для оркестра народных инструментов были выполнены Леонидом Воиновым. Много он работает над переложением скрипичной, фортепианной музыки для любимого инструмента балалайки и сам начинает сочинять.  У него возникает замысел написать оперу по произведению А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (её особенность в том, что она предназначена для исполнения в сопровождении оркестра народных инструментов). Эту работу он завершает в 1924году и в этом же году опера была поставлена силами художественной самодеятельности.

   Огромную роль в формировании Воинова композитора и музыканта сыграло знакомство и творческая дружба с профессором Московской консерватории Александром  Борисовичем Гольденвейзером, который своими профессиональными советами направлял творческие искания

Л. Воинова в нужное русло.

   В 1934 году происходит встреча Л.И. Воинова с композитором Л.П. Кирюковым , основоположником профессиональной мордовской музыки, который открывает перед ним неиссякаемый источник мордовского фольклора. Национальный мелос в дальнейшем  становится опорой творчества композитора. В репертуаре оркестра прочное место заняли такие его сочинения, как «Сюита на мордовские темы», « Мордовская рапсодия», «Мордовский марш».

   Необыкновенное трудолюбие, музыкальное самообразование позволили Л. Воинову выступать с сольными концертами, а в 1939 году принять участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, где он занял 2-е место, а первое – известный виртуоз-балалаечник Б. Трояновский. Именно Трояновский увидел в Л. Воинове единственного музыканта, который сможет сохранить и развить дальше его школу игры на балалайке.

   Неоценима для Воинова-дирижёра, исполнителя многолетняя творческая дружба с музыкантами оркестра русских народных инструментов им. В.В. Андреева, которая воплотила в реальность заветную мечту Л.Воинова- выступить с этим коллективом. Но не сразу этой мечте не суждено осуществиться.Наступил 1941 год. Война. В эти суровые годы оркестр помогал фронту музыкой. Он выступал в госпиталях, на призывных пунктах перед уходящими на фронт бойцами. Уходили на фронт и музыканты оркестра. Но оркестр не смолк. Вместо ушедших на фронт приходят совсем ещё юные, но не по годам повзрослевшие девчонки и мальчишки. Оркестр продолжает работать и в эти суровые годы. Тяжелее всего было переживать утрату друзей. В первые же дни войны погиб Ситников Константин Георгиевич. Не вернулись с полей сражений Николай Чугунов и Сергей Нестеров. Под Сталинградом, в 1942-ом погиб Николай Лукинский. Навсегда смолкла домра Сергея Энновича. Никогда на сыгровку оркестра не придут Александр Молчанов, Алексей Шикунов, Николай Крыгин.

   В грозный 1943 год оркестру исполнилось 25 лет и в этом же году он становится Государственным, а Леониду Воинову присваивается звание заслуженного артиста Мордовской АССР.

   Но время неумолимо шло вперёд, оркестру надо было играть, играть много и несмотря ни на какие трудности коллектив смог творчески мобилизоваться и ежегодно давал до сотни концертов. Его выступлений ждали не только в Мордовии. Частыми гостями были темниковцы у соседей-пензяков. Успешно выступали на многих концертных площадках Воронежа, Волгограда, Ростова – на Дону. Неоднократно бывал коллектив в Горьком и ,конечно, во всех уголках  своей малой Родины. А  венцом гастролей было успешное выступление в Москве.

 В 1951году Леонид Иванович провёл в Ленинграде несколько концертов как солист на балалайке и даже дирижировал Андреевским оркестром. В эту поездку он сблизился со знаменитым солистом на балалайке Б.Трояновским, у которого получил много ценных уроков, советов и нотной литературы.

  В этом же 1951году Л.И. Воинов  едет в Москву и на Пленуме Союза композиторов СССР исполняет второй концерт для балалайки с оркестром народных инструментов Всесоюзного радиокомитета под управлением

 В. Смирнова. Члены Союза композиторов дают высокую оценку этому концерту и рекомендуют кандидатуру Л.И. Воинова для принятия в члены Союза композиторов СССР.

   40- 60-е годы хх века время расцвета композиторского дарования Леонида Воинова. В это время в своём творчестве он обращается к эпическим образам. Рождается творческий союз с писателем Никулой Эркаем. На его стихи Л.И. создаёт две кантаты «Сказ о Мордовии» и «Край родной», а Никула Эркай в свою очередь считал Л.Воинова своим духовным учителем.

Опорой творчества Воинова становится мордовский мелос. Композитор Воинов создаёт произведения  в разных жанрах, но всех их объединяет связь с национальными истоками, изумительно поэтическое одухотворённое чувство родной природы, образы безмерных далей, величавое раздолье, говор и тишина заповедных лесов.

   Вся деятельность Л.И.Воинова композиторская, педагогическая, просветительская была всецело связана с оркестром русских народных инструментов. Он стал той  творческой лабораторией, где композитор Воинов учился у Воинова-дирижёра и Воинова- исполнителя. Но главным учителем была исполняемая оркестром музыка: в процессе инструментовки для своего оркестра произведений русской, зарубежной, советской и народной музыки он на практике постигал основы гармонии и контрапункта, мелодического развития и музыкальной формы. Не имея профессионального музыкального образования, Леонид понимал, что только упорный, настойчивый труд и постоянное самообразование смогут привести его к успеху.  В результате этого кропотливого труда Воинов вырос в яркого многогранного музыканта. В этом удивительном человеке прекрасно соединились талант композитора, дирижёра, незаурядного педагога, просветителя с мастерством исполнителя-виртуоза на балалайке. В Темникове оркестр называют академией народного исполнительского искусства. Через него прошло около 1000 человек и, в жизнь каждого из них, Л.И.Воинов вошёл как удивительно добрый и заботливый человек, интересный собеседник, непревзойдённый рассказчик, обладающим неиссякаемым чувством юмора. В каждом участнике оркестра Леонид Иванович смог рассмотреть музыкальные способности, которые он бережно и терпеливо развивал, доводя затем до совершенства. Добиваясь максимального мастерства музыкантов оркестра, Л.И. Воинов создаёт свою систему подготовки музыкантов. Это была школа, где старшие учили младших, причём процесс такого обучения вёлся непрерывно.С оркестром русских народных инструментов связали свою судьбу целые династии темниковцев: Исаевы, Дворниковы, Бабинковы, Холоповы, Зараевы, Васильевы. Всю жизнь они искренне служили музыкальному искусству, благодаря их настойчивости и сплочённости оркестр стал регулярно давать концерты, выступать перед зрителями с лекиями-концертами, где Леонид Иванович выступал как дирижёр и как лектор-музыковед. Росло профессиональное мастерство оркестра. В репертуаре появились произведения композиторов-классиков: Глинки, Мусоргского, Чайковского, Шуберта, Гуно, Грига, Бизе.

   Леонид Иванович Воинов явление в музыкальной культуре Мордовии и России уникальное! Вся его жизнь пример на редкость целеустремлённого служения своей мечте. Он беззаветно любил музыку, которая стала неотъемлемой частью его простой, но неординарной жизни. Не имея профессионального музыкального образования, он прошёл путь от любителя балалаечника и руководителя самодеятельного оркестра до композитора и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Леонид Иванович Воинов оставил темниковцам богатое музыкальное наследие и неугасимый интерес к народной музыке. Его жизнь является примером для многих, многих  поколений.

 

 

Преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО «ДМШ №1»          С.В. Малькова.

 

Последние новости

Постоянный адрес: https://muz1sar.schoolrm.ru/life/news/19885/347394/
Создано: 18.06.2018 14:43:17
Изменено: 18.06.2018 14:43:17
Версия для печати


Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика