:
:
:
:
:

Мелодия любви

22.12.2018 1354

Мелодия любви

КОНЦЕРТ ПРЕПОДАВТЕЛЕЙ ДМШ №1
ПОД АККОМПАНЕМЕНТ МЕЛОДИИ ЛЮБВИ
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия»
А. С. Пушкин
     Вечером, 7 декабря 2018 года,  в концертном зале детской музыкальной школы  № 1 г. о. Саранск состоялся концерт преподавателей. На красивой  концертной афише было написано - «Мелодия любви». Под аккомпанемент трогательной мелодии любви, написанной в разное время и разными композиторами,  музыканты-педагоги делились со слушателем своими неповторимыми интерпретациями произведений, одухотворённых незабываемыми лирическими образами. Инициатор данного музыкального проекта  и организатор концерта –  молодой преподаватель нашей школы по классу специального фортепиано – Алёна Вадимовна Космачёва, ведущий и автор сценария - преподаватель музыкально- теоретических дисциплин –     Т.К. Решетникова.  
     Проникновенное литературное повествование начинается со стихов Фёдора Тютчева:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...

С оригинальной инструментальной интерпретацией старинного русского романса «Я встретил Вас» выступили -  Елена Владимировна Ратникова
(домра)  и Ирина Германовна Мамзерова (концертмейстер). Прозвучала музыкальная, духовно-нравственная прелюдия, вводившая слушателя в лирико-поэтическую атмосферу концерта.
Было отмечено, что в романсах мелодия любви звучит особенно пронзительно. Романтика романса – особое явление в русской музыке.  Слово «романс» пришло из Франции, хотя оно испанского происхождения, вместе с французскими романсами-пасторалями. В конце 18-начале19 века такие пасторали любили петь в помещичьих имениях и дворянских гостиных. Впоследствии слово « романс» потеряло свой первоначальный смысл и стало обозначать всякое вокальное произведение для голоса с сопровождением.  А такие произведения, как  романс Александра Варламова  « На заре ты её не буди», написанный текст русского поэта Афанасия Фета стали называться  «Российские песни». В дворянских усадьбах часто исполняли такие российские песни под аккомпанемент гитары.  Именно на гитаре преподаватель  Олег Николаевич Васильев исполнил  романс «На заре ты её не буди», показав артистизм, музыкальный  вкус, особенность вариационного развития основной темы.
История создания романса «Ночь светла» композитора  М. А.Шишкина на слова М. Языкова окутана тайной, но этот своеобразный вокальный ноктюрн, элегия, эта мелодия любви, написанная композитором 19 века, тронула слушателя своей чистотой, искренностью чувств. Людмила Александровна Великанова (концертмейстер Елена Николаевна Анисимова) исполнила   это произведение,   порадовав  слушателя  лёгкостью музыкального «кружева» в неторопливых пассажах, ровностью звучания голоса во всех регистрах.  
Сюжетная линия сценария развивалась дальше…Известно, что композитор Александр Александрович Алябьев существенно обогатил и развил традиции русского романса.  Вокальная лирика в музыкальном наследии композитора занимает важное место (им написано 150 романсов). Среди его произведений есть лирический романс  на стихи А. Бистрома (из Гете) "Я вижу образ твой", посвящённый Екатерине Александровне Офросимовой.
Я вижу образ твой, когда зари дыханье
С природы дремлющей свевает мрак густой.
И льется по полям цветов благоуханье,
Я вижу образ твой, я вижу образ твой.

Исполнительница  этого романса  Людмила Александровна Якина (концертмейстер Алёна Вадимовна Космачёва) очень тонко передала многоцветную гамму эмоций  влюблённого человека, бережно хранившего всю жизнь трепетные чувства к возлюбленной. Вокалистка обладает культурой вокального исполнения, импонирует её искренность, задушевность, точность интонации.
      Концерт продолжался,  слушатели мысленно переносились в иные страны и континенты…, например, в Италию.  Италия – страна bel canto. Здесь звучат лучшие голоса мира, здесь, на узких улочках Рима, Сиены, Неаполя, постоянно льётся музыка. Например, в Неаполе живёт удивительно музыкальный народ, который отличается доброжелательностью нрава, музыкальностью, влюблённостью в жизнь во всех её проявлениях. Вокалистам всего мира известен неаполитанский романс «Cкажите, девушки, подружке вашей» композитора Рудольфа Фальво (русский текст Михаила Улицкого). На вечере «Мелодия любви» эта страстная песня с широко разливающейся мелодией прозвучала в виртуозном исполнении Романа Петровича Скрипника (концертмейстер Алёна Вадимовна Космачёва). Мы услышали, что певец находится в прекрасной вокально-артистической форме, что позволяет ему создавать яркие, незабываемые художественные образы.  
Слушатель продолжал знакомство с отдельными страничками из жизни композиторов и поэтов.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…

Читая эти поэтические строки, мы замечаем, что начинает звучать музыка М. И. Глинки, его романс «Я помню чудное мгновенье». Это - жемчужина русского романса. Кажется, время преклонило колено пред вечными ценностями любви… Складывается  впечатление, что музыка и стихи создавались в одно время, одним и тем же человеком. Между тем, слова и музыка созданы разными людьми, посвящены разным женщинам. А. С. Пушкин посвятил стихи Анне Керн, с которой познакомился сразу после окончания лицея в 1819 году…  Проходит много лет… Поэт живёт в ссылке в селе Михайловском. Но вот летом 1825 года Анна Петровна приезжает в Тригорское, в  гости к соседям Пушкина. Проходит ещё 15 лет. М. И. Глинка знакомится с дочерью А. П. Керн – Екатериной Ермолаевной, ему было 36 лет. Екатерина не унаследовала красоты своей матери, но в ней было что-то тихое, ясное, что пробудило любовь в сердце М. И. Глинки. Так появился романс «Я помню чудное мгновенье». Композитор жаждал гармонии в личных отношениях, но достичь её не удалось, Екатерина Керн тяжело заболела и уехала из дождливого Петербурга.
Дуэт вокалиста и пианистки был представлен в контексте поэтического рассказа (вокал - Р. П. Скрипник, партия фортепиано- Е. И. Юмаева). Их интерпретация  романса М. И. Глинки  «Я помню чудное мгновенье» подчёркивала гармоническое единство текста и музыки, убеждала интонационной и динамической выразительностью, искренностью эмоций.
   Затем ведущий концерта, подчеркнула, что   Максим Горький назвал композитора  Петра Ильича Чайковского «Великим лириком». Камерное вокальное творчество было для Чайковского своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного или симфонического плана. Его романсы - энциклопедия человеческих чувств и переживания. В письме к Надежде Филаретовне   фон Мекк он пишет:  « Я совершенно не согласен с Вами, что музыка не может передать всеобъемлющих свойств чувства любви. Я думаю совсем наоборот, что только одна музыка и может это сделать…, музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения».  
Яркий пример тому – романс «Хотел бы в единое слово», созданный  в 1875 году, пронизанный особым мелодизмом и страстным порывом к счастью.
Хотел бы в единое слово
Я слить мою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унёс его вдаль

Известны различные трактовки  исполнения  романса П. И. Чайковского на слова  Генриха Гейне в переводе Льва Мея  «Хотел бы в единое слово». Роман Петрович  Скрипник вместе с концертмейстером Еленой Игоревной Юмаевой точно почувствовали характер произведения, верно наметили исполнительский план, тонко выявили лирическое начало. Состоялось то, что мы называем рождением художественного образа, одухотворённого поэтикой любви.  Вспомним, что композитор всей своей музыкой всегда утверждал, что Человек рождён для счастья, именно в этом и заключено его жизненное  и творческое credo.
Романсы С.В. Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью, мелодичностью. Более того, каждый романс Сергея Васильевича, как и полотна М. Врубеля, обнажённый нерв эпохи конца 19  начала 20 века. В сердце величайшего маэстро не раз вспыхивала любовь, которая вдохновляла его на написание романсов. Драматический монолог, романс Сергея Васильевича Рахманинова «Как мне больно», соч. 21, №12 на слова                Г  Галиной прозвучал в исполнении  уже знакомого дуэта (Р. П. Скрипник  и  А. В.Космачёва).    
       Выстраивалась тематическая арка в сюжетном повествовании…          Шло время,  изменялась динамика черно-белого кинематографа жизни, но мелодия любви расцвечивалась новыми музыкальными красками, звучала в новой аранжировке. Тема любви оставалась в  искусстве вечной и неизменной.  Мелодией любви  пронизан и  отечественный кинематограф XX столетия. Пример тому – кинофильм «Тени исчезают в полдень» по одноимённому роману Анатолия Иванова, снятый киностудией «Мосфильм» в 1970—1971 годах режиссёрами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским.
Звучит старинная мелодия из чёрно-белого кино,
Ей много лет уже и вроде бы она забытая давно.
На фоне  ритма современного и исполнителей крутых,
Она — дыханье  вдохновенное, времён далёких, золотых.
         Наибольший успех в концерте выпал на долю вокального ансамбля преподавателей  нашей музыкальной школы, которые исполнили a  cappella песню из кинофильма «Тени исчезают в полдень» «Гляжу в озёра синие» композитора Леонида Афанасьева на слова Игоря  Шаферана. Галина Александровна Орехова, Людмила Владимировна Ивацкая, Алёна Вадимовна Космачёва,  Людмила Александровна Якина, Елена Игорева Юмаева показали искусство ансамблевого пения, ритмическую и интонационную синхронность, тонкость нюансировки. Убедительная трактовка незабываемого образа Родины, чистота исполнения многоголосия, эстрадная яркость и эффектность подачи вызвали горячее одобрение слушателей.          В завершении  тематического рассказа было отмечено, что «Песенка о медведях» композитора Александра Зацепина на слова поэта Леонида Дербенёва прозвучала в  кинофильме «Кавказская пленница в1966 году. Это произведение в оригинальной аранжировке мы услышали в исполнении дуэта гитары и флейты. (Гитара - Олеги Николаевич Васильев, флейта -  Ирина Владимировна Потапова).  Кульминацией концерта  «Мелодия любви» явилось выступление Людмилы Александровны Великановой. Была исполнена песня композитора Жоржа  Гарваренца  «Вечная любовь» на текст  Шарля Азнавура  (концертмейстер А.В. Космачёва).
В заключении скажем, что в концерте «Мелодия любви» были представлены определенные режиссёрские и творческие  находки, где все номера были связаны единством сюжетной линии, постоянным обращением к вечной теме искусства, теме любви. Рука опытного мастера чувствовалась во всём: и в хронологическом порядке номеров, и в продуманном темпе программы, и  в нарастании эмоционального тонуса, и в закономерной духовной кульминации музыкального откровения преподавателей школы.
     Яркое стилизованное мультимедийное оформление, вдумчивая  и заботливая компоновка номеров помогли  артистам, преподавателям детской музыкальной школы № 1 г. о. Саранск предстать  перед слушателями  в наиболее выгодном свете, показать свои профессиональные  исполнительские и творческие возможности.
Кандидат философских наук, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ДМШ  № 1   Т. К. Решетникова

Постоянный адрес: https://muz1sar.schoolrm.ru/life/news/19885/370541/
Создано: 22.12.2018 16:00:08
Изменено: 22.12.2018 16:00:08
Версия для печати


Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика