:
:
:
:
:

Прием стилизации на уроках декоративной композиции в ДШИ. Из опыта работы преподавателя Курмышкиной О.А. (МБУДО «ДШИ № 8»).

31.01.2019 2540

Прием стилизации на уроках декоративной композиции   в ДШИ. Из опыта работы преподавателя Курмышкиной О.А. (МБУДО «ДШИ № 8»).

Стилизация - это прием декоративной композиции, направленный, чаще всего, на обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету. Стилизация применяется во многих сферах искусства, в том числе, и в декоративно-прикладном искусстве, для усиления декоративности форм. Творческая стилизация всегда отражает индивидуальный характер автора, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды, и как результат - их отображение всегда в новом оригинальном прочтении.

       В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрическими формами. Главной задачей стилизации является достижение  максимальной художественной выразительности в рисунке, даже если рисунок становится далеким от реалистичности и правдивости.

       На уроках декоративной композиции мои учащиеся знакомятся с приемом стилизации при изучении растительного орнамента, опираясь на классические изображения различных растений, и их интерпретации в орнаментальных формах (например, в хохломской росписи или в русском народном костюме). Дети узнают знакомые цветы, листья и видят, как по-разному можно изобразить один и тот же цветок или листик.

       Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие саму суть, акцентируются и выделяются. Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность, символичность, красочность и геометричность. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, или насыщает дополнительными декоративными элементами, находит ритмическую основу изображения. На уроках декоративной композиции, я предлагаю детям выбрать хорошо знакомые им растения и увидеть в них самое главное. Это могут быть резные листья, колючки, красивый цветок или тычинки. А может быть интересный ракурс (например, вид сверху) и тогда знакомое растение раскрывается в совершенно другом виде. Дети замечают интересную графику прожилок на листьях, их орнаментальность. Ставя задачи композиции стилизованных растений, в определенной геометрической форме (круг, квадрат, прямоугольник), стараюсь вместе с детьми найти определенное образное решение для каждого растения, чтобы передать как можно точнее его неповторимый выразительный образ и в рисунке, и в цвете.

         К примеру, если колокольчик имеет удлинённую форму, ее можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить. Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изоб­ражения мотива возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту. Учащимся нравится давно знакомым формам растения, в своих рисунках, находить новые интересные варианты, творчески обрабатывая и стилизуя, при этом, оставляя растение узнаваемым.


       Прием стилизации наряду с другими средствами декоративной композиции очень важен и является необходимым при решении композиционных задач в декоративно-прикладном искусстве.

О.А.Курмышкина.

Последние новости

Постоянный адрес: https://art8sar.schoolrm.ru/life/news/19913/378624/
Создано: 05.02.2019 11:44:58
Изменено: 05.02.2019 11:44:58
Версия для печати


Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика