Прием стилизации на уроках декоративной композиции в ДШИ. Из опыта работы преподавателя Курмышкиной О.А. (МБУДО «ДШИ № 8»).
Стилизация - это прием декоративной композиции, направленный, чаще всего, на обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету. Стилизация применяется во многих сферах искусства, в том числе, и в декоративно-прикладном искусстве, для усиления декоративности форм. Творческая стилизация всегда отражает индивидуальный характер автора, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды, и как результат - их отображение всегда в новом оригинальном прочтении.
В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрическими формами. Главной задачей стилизации является достижение максимальной художественной выразительности в рисунке, даже если рисунок становится далеким от реалистичности и правдивости.
На уроках декоративной композиции мои учащиеся знакомятся с приемом стилизации при изучении растительного орнамента, опираясь на классические изображения различных растений, и их интерпретации в орнаментальных формах (например, в хохломской росписи или в русском народном костюме). Дети узнают знакомые цветы, листья и видят, как по-разному можно изобразить один и тот же цветок или листик.
Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие саму суть, акцентируются и выделяются. Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность, символичность, красочность и геометричность. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, или насыщает дополнительными декоративными элементами, находит ритмическую основу изображения. На уроках декоративной композиции, я предлагаю детям выбрать хорошо знакомые им растения и увидеть в них самое главное. Это могут быть резные листья, колючки, красивый цветок или тычинки. А может быть интересный ракурс (например, вид сверху) и тогда знакомое растение раскрывается в совершенно другом виде. Дети замечают интересную графику прожилок на листьях, их орнаментальность. Ставя задачи композиции стилизованных растений, в определенной геометрической форме (круг, квадрат, прямоугольник), стараюсь вместе с детьми найти определенное образное решение для каждого растения, чтобы передать как можно точнее его неповторимый выразительный образ и в рисунке, и в цвете.
К примеру, если колокольчик имеет удлинённую форму, ее можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить. Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изображения мотива возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту. Учащимся нравится давно знакомым формам растения, в своих рисунках, находить новые интересные варианты, творчески обрабатывая и стилизуя, при этом, оставляя растение узнаваемым.
Прием стилизации наряду с другими средствами декоративной композиции очень важен и является необходимым при решении композиционных задач в декоративно-прикладном искусстве.
О.А.Курмышкина.