Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонка редактора

Сергей Болисов: 

25.02.2011

Сергей Болисов

Редактор школьного портала Schoolrm.ru

Восьмиклассники, изучающие физику «в картинках» — это не дело

На прошедшей неделе вновь обсуждалась одна из важнейших проблем современного российского образования. А именно — проблема правильного выбора учебно-методической литературы для подготовки и проведения уроков. Вопрос выбора нарисовался как-то сам собой в начале девяностых годов прошлого столетия, когда фундаментальную систему советского образования, считавшуюся одной из лучших в мире, сознательно или не сознательно начали размывать новыми принципами и законами. Моё мнение таково, что ответственность за это целиком и полностью лежит на тогдашней власти. Не буду углубляться в дебри, известно, что во времена Советского Союза не было такого многообразия школьных учебников, какое есть сейчас. А по многим дисциплинам и вовсе был один строго определённый учебник, что, собственно, и не давало разгуляться фантазии учителей.


Что же стало происходить после развала Союза — в неокрепшей России стали появляться люди, которые, почему-то, были уверены, что они вправе решать важнейшие вопросы, связанные со всеми сферами жизни общества. Порой эти люди дотягивались и до образовательного процесса, что не только не делало его лучше, а, наоборот, ухудшало по всем фронтам. Это коснулось и учебной литературы. Обновлённые законы позволили наводнить этот «рынок» огромным количеством хороших и не очень книг, а как во всём этом ориентироваться — не разъяснили. Вот и началась тогда та вакханалия, которая, в принципе, не закончилась и по сей день. Благо, в один прекрасный момент эта проблема встала настолько остро, что государство быстро осознало — без срочных и решительных мер не обойтись. Были приняты соответствующие законы и поправки к ним (без них в России, к сожалению, не обходится) и, вроде как, дело сдвинулось с мёртвой точки. Но все мы знаем, наша страна особенная, следовательно, и все процессы в ней протекают по-особенному.


По тому и преследует нас этот насущный вопрос до сих пор. Вопрос то, как может показаться, простой: по каким учебникам готовить и проводить занятия для учеников младшей, средней и, особенно, старшей школы. Какую книгу можно считать пригодной для работы, а от какой стоит избавиться при первой же возможности? Ага, — скажете вы, — вопрос, как выясняется, не один, вопросов то множество?!  Вопросов великое множество, причём, на мой субъективный взгляд, вопросы образования должны иметь больший приоритет рассмотрения перед экономическими, политическими и т.д. Именно из-за отсутствия нормального школьного образования и возникают все проблемы современного российского общества. Дети — наше будущее, — говорит с трибуны каждый второй депутат и тому подобные личности. Но почему тогда не делается всё возможное, чтобы дети в нашей стране получали хорошее образование, а родители не смотрели с завистью на европейские ВУЗы?


Ситуация с учебниками в России доходит до абсурда: дети, уходя на летние каникулы, получают от учителей указания к приобретению необходимых книг, а, приходя осенью в школу, могут узнать о ненужности тех или иных учебных пособий. Никому, ведь, не интересно знать, каким трудом родители зарабатывают деньги на дорогие, в общем-то, учебники. Ещё один пример абсолютной расхлябанности: когда директора школ потакают желаниям своих неопытных подчинённых и разрешают внедрять в программу новые, непонятно откуда взявшиеся пособия. Поздно пороть горячку, когда выясняется, что к девятому классу у школьников не накапливается даже минимально необходимый комплект знаний по таким важнейшим дисциплинам, как физика, химия, биология и т.д. А всё почему — учебник построен таким образом, что фундаментальные знания он давать не может в принципе. Автор издания ограничивается лишь поверхностным освещением главных вопросов рассматриваемой науки, например, с помощью незамысловатых иллюстраций. Только представьте себе: восьмиклассник, изучающий физику «в картинках»! Поверьте, и такие случаи есть.


Представим себе ситуацию: закончил молодой человек обучение в каком-либо высшем педагогическом заведении, нашёл работу по душе и задумался о подготовке к первому занятию. Не смотря на то, что такие ситуации в последнее время кажутся больше фантастикой, чем реальностью, мы всё же будем надеяться на лучшее и рисовать в своих умах более радужные перспективы для людей, которым действительно хочется идти работать в школу и учить детей. В процессе подготовки перед молодым и неопытным педагогом стоит важнейшая задача — выбрать такой учебник, по которому, во-первых, ему самому будет интересно вести урок, а, во-вторых, детям легко воспринимать информацию. Признаться честно, у меня нет педагогического образования, но мне и без этого ясно, что сделать правильный выбор, когда отсутствует опыт работы, очень сложно. Не могу, к сожалению, сказать, что может помочь юному учителю в такой непростой ситуации: советы опытных коллег, рекомендации знакомых или что-то ещё, но ясно одно — использовать учебники, не прошедшие специализированную федеральную экспертизу и не утверждённые министерством — точно не самый правильный шаг. Не смотря на то, что у многих компетенция комиссии, определяющей, хорошая ли книга попала к ним в руки или плохая, вызывает некоторые сомнения, прислушаться к мнению этих людей всё же стоит. Если же вам поручено вести какой-либо новый, ранее не преподававшийся предмет, стоит особенно глубоко окунуться в вопрос выбора литературы. Успех предмета зависит, в том числе, и от этого.


Проблем в российской системе образования много, это ни для кого не секрет. Однако многие из них можно решить, просто-напросто следуя простым принципам и законам. Поговорка «помоги себе сам», к счастью, пока ещё работает в этой ситуации. Разумеется, без поддержки государства школы не смогут решить каких-то глобальных проблем, но давайте делать хотя бы то, что в наших силах.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1523


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы