Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Сорокина Любовь Николаевна

Мастер – класс «Где учат музыке»

Сорокина Любовь Николаевна

Музыкальный руководитель

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Где учат музыке» для детей старшего дошкольного возраста.

В первой части занятия я планирую расширить знания детей о музыке, о ее сочинителях и исполнителях.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте сядем поудобней и прислушаемся. (В грамзаписи звучит мордовская музыка). Что вы слышите? (Ответы детей). Да, мы слышим музыку. Вот так – внимательно, не отвлекаясь – и надо слушать музыку. Слушать для того, чтобы услышать. И тогда вы начнете понимать, о чем говорит с вами музыка. А говорит она о самом близком и о самом главном. А самое главное и близкое у человека – его мама и его родина. Без них просто не было бы людей на земле.

Самую первую песню поет человеку мама, а все остальные он слышит у своей Родины. У этих песен учатся сочинять свою музыку и композиторы. А когда научатся, то первую песню отдают маме, а остальные родному краю. То есть нам с вами.

            Мой край родной – мордовская земля!
            Тебе слагаю песни я свои.
            Люблю твои раздольные поля,
            Суры и Мокши чистые струи,
            Люблю твоих нарядов простоту,
            Твои обряды, звучный твой язык,
            Твоих сказаний смелую мечту,
            Которым  с детства я внимать привык.

Но прежде, чем научиться сочинять музыку, надо научиться понимать и исполнять ее. А где по – вашему учат этому? (Ответ детей). Правильно, в музыкальной школе. Есть такая школа и в Пролетарском районе. Находится она на  Проспекте 60 лет Октября, 12 а.

Чтобы не пройти мимо, надо прислушаться. Из окон дома несутся десятки самых разнообразных музыкальных звуков. Ни стены, ни двери не могут удержать их в здании. Здесь учат способных детей играть на разных музыкальных инструментах, петь и даже сочинять музыку. Но главное – любить и понимать музыку

На втором этапе я хочу расширить знания детей о музыкальных инструментах и музыкантах.  Использую для этого рассказ, беседу, загадки. А чтобы дети лучше усвоили и запомнили названия музыкальных инструментов и их звучание мы пригласили детей с музыкальной школы, с которой поддерживаем связь.

Музыкальный руководитель. А какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).

Много на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. Как его зовут?

Дети.  Пианино.

Музыкальный руководитель. А как зовут человека, который на нем играет?

Дети. Пианист.

Музыкальный руководитель. На пианино можно играть  тихую и ласковую музыку, веселую и радостную. Поэтому у него есть еще одно имя – фортепиано.

По – русски его следовало бы назвать Громко – тихо. Такое имя ему дали потому, что на нем исполнитель мог играть громче или тише: форте -пиано. Вот такой замечательный инструмент изобрел итальянский мастер Бартоламео  Кристофори. А сейчас я предлагаю послушать в исполнении Коровиной Кати  «Русский танец» (звучит пьеса).

Другой музыкальный инструмент, на котором учат играть в музыкальной школе, назван чисто русским именем – баян. Он родился совсем недавно в старинном русском городе Туле. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлингов. Да не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского-Титаренко. Он необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни, но мечту имел играть еще искуснее. Так появился на свет наш герой. И дали ему имя не какое – нибудь, а гордое, былинное. Да таким ладным, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России. В исполнении юного баяниста Миши Егерева послушайте п.н.т. «Краковяк». (Исполняет пьесу).

Ни один из музыкальных инструментов не поет душевнее и слаще чем маленькая скрипка. С таким чудесным голоском и такое скрипучее имя – справедливо заметите вы. Каждый народ ее по – своему называл. Скрипка – это русское имя. В народе ее еще называли Гудком. Вспомним слова русской народной песни «Во поле березонька стояла»

            Срежу я с березы три пруточка,
            Сделаю из них я три гудочка.

Послушайте рассказ скрипки о себе.

- В детстве я была ужасно легкомысленная. Танцы обожала всю жизнь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане – где танцы, там и я. И даже додумалась прятаться в карманах камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев, правда пришлось фигуру изменять. Такой, какая я сейчас, меня сделали три с половиной века назад мастера – волшебники из итальянского города Кремона. С той поры никто ничего подобного сделать не смог. Тайну мастеров никто не разгадал.

Скрипка – самый искуснейший из всех инструментов. Композиторы доверяют ей самые сложные и нежные мелодии.

А теперь попробуйте отгадать загадку. Отгадаете – узнаете имя другого музыкального инструмента.

            В лесу выросла,
            Из лесу вынесена,
            На руках плачет,
            По полу скачет. (Балалайка)

Ее название происходит от слова «балагурить», а еще ее называли «балаболкой». Никто не помнит, где и когда она родилась. Хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду честного народа. Болтунья, пустозвонка – говорили одни. Людям от нее радость да потеха – говорили другие. Давно ли то было, недавно ли. Жила красна девица припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми – в хороводах да на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская – гитара семиструнная. Забывать люди стали потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая Гитара…. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишком лет минуло, объявился добрый молодец – Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу красавицу и полюбил любовью великою. Пришел к мастеру – умельцу столичному, петербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – трехугольное. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. А сейчас в исполнении балалаечника Миши Егерева послушайте «Наигрыш» В.Конова.

На третьем этапе я поставила задачу: закрепить в памяти детей тембр  музыкальных инструментов. Для  его решения использую музыкально – дидактическую игру «Узнай инструмент».

Музыкальный руководитель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы посмотреть, как вы внимательно слушали музыку. Подойдите все к столу и как услышите звучание знакомого инструмента, возьмите соответствующую карточку. (Проводится игра)

Вот с какими интересными музыкальными инструментами мы сегодня с вами познакомились. А если вы захотите научиться играть на этих музыкальных инструментах, то музыкальная школа ждет вас. Только, ребята, помните, что читать ноты, а потом складывать из них звуки – очень тяжелая работа. Поэтому мы с вами прежде всего учимся слушать музыку. А этому, оказывается, тоже надо учиться.


Список используемой литературы.

1.    Ситникова Н.  От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку! Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1989.

2.    Из опыта работы педагога детской музыкальной школы №4 Прониной Н.А.

3.    В. Симукова. Инструменты симфонического оркестра. // Музыкальный руководитель №2, 2004г.

4.    Г. Науменко. Русские народные инструменты. // Музыкальный руководитель №1, 2004г.

5.    Левашева Г. Я. Твой друг музыка. Рассказы о музыке. Изд.3-е. Л., «Детская литература», 1977.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 2075


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы