Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Шлычкова Ольга Васильевна

Краеведческий аспект культурологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Шлычкова Ольга Васильевна

Старший воспитатель, МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»

"Все, что выходит  
за пределы рутины и
в чем заключается
хоть йота нового,
обязано своим происхождением
творческому процессу.
Л.С. Выготский

В 2006 году для сохранения и улучшения качества образовательной деятельности муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №20 комбинированного вида» был присвоен статус инновационного, развивающегося, работающего в поисковом режиме Учреждения по теме: «Краеведческий аспект культурологического воспитания детей дошкольного возраста».


Актуальность данной темы очевидна и продиктована стремительным обращением общества к национальной культуре.


Краеведение – фундаментальный принцип современных образовательных систем. Введение личности в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города дает возможность в соответствии с запросом времени гуманизировать воспитательный процесс.


Процесс вовлечения нашего детского сада в инновационный режим работы потребовал от нас не только определенных управленческих действий и обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции методической работы. Для этого мы создали действенную и эффективную модель методической службы.


Цель, которой заключалась в создание условий роста профессионального мастерства педагогов; в повышение мотивации на самосовершенствование в процессе творческо-поисковой деятельности; обеспечение качества образовательных услуг.


Субъектами методической службы стали.


Педагогический совет – высший орган коллективного руководства методической работой. В его состав входят все педагоги нашего учреждения.


Функции Педагогического Совета: планирование, экспертиза, принятие решений.


Методический совет – который является связующим звеном всех подструктур. В состав входит заведующая ДОУ, старший воспитатель, доцент кафедры общей психологии Мордовского Государственного Университета им. Николая Платоновича Огарева.


Функции: диагностическая, информационная, научно-исследовательская, организационная, образовательная.


Старший воспитатель - выступает в роли координатора, обеспечивает взаимодействие структурных компонентов методической службы ДОУ.


Функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, коррекционная, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта и др.


Постоянная творческая группа - профессиональное объединение педагогов, сформирована из опытных педагогов высшей и первой квалификационных категорий.


Функции: изучение, разработка, обобщение материалов с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.


Временные исследовательские, проектные микрогруппы - объединения педагогов для решения конкретной творческой проблемы.


Функции: изучение, разработка, реализация на практике.


Творческие лаборатории – объединение педагогов для апробирования и внедрения инновации в работу с детьми.


Функции: организация, анализ, коррекция, стимулирование.


Функции которые выполняет каждая из подструктур вы видите на экране.


Центром методической службы является методический кабинет. Именно здесь проходят заседания структур, рождаются новые идеи, ведутся споры, принимаются решения, обновляется и распространяется опыт, собирается педагогическая информация копится и совершенствуется методическая база. С целью создания современного методического кабинета был разработан дизайн-проект «Методический центр», который позволил сделать его мобильным, более информативным и обогащенным центром.


Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом образовательного процесса.


Деятельность методической службы регламентируется законом «Об образовании» и перечнем локальных актов.


Перед методической службой нашего ДОУ в осуществлении инновационного направления стояли следующие задачи:


1. Поиск и создание оптимальных педагогических условий, обновление содержания и форм осуществления воспитательно-образовательного процесса через краеведческий аспект;


2. Создание (разработать) авторских технологий инновационного содержания;


3. Апробирование нового содержания и технологии.


4. Формирование единого информационного поля общей нравственной культуры детей и взрослых;


5. Распространение передового педагогического опыта, новаторских идей.


Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Во избежание множества ошибок и упущений вся работа в рамках инновации была разделена и проведена в три этапа, на каждый из которых была разработана комплексно-целевая программа (программа – организации нововведения, программа этапа внедрения и обобщения). Определены исходные позиции деятельности коллектива, окончательный результат деятельности, время. необходимое для достижения результатов).


Ключевыми моментами каждого из этапов стали:


Первый этап аналитико-организационный.


1. Создание методической службы для проведения и координации работы в инновационном режиме;


2. Мониторинг воспитательно-образовательного процесса по теме инновации;


3. Формирование и разработка методической базы для проведения воспитательно-образовательного процесса в направлении ознакомления дошкольников с городом Саранском;


4. Обогащение предметно-развивающей среды с акцентом на краеведческий аспект, что позволяет педагогам проводить инновационный воспитательно-образовательный процесс на высоком уровне. Национальное содержание среды просматривается во всех зонах нашего ДОУ, которые связаны с воспитательно-образовательным процессом дошкольников. В группах созданы «уголки», «центры», которые содержат в себе материал для ознакомления с родным городом, мордовской культурой, в залах, дополнительных помещениях, холлах, коридорах оформлены выставки, в методическом кабинете хранится наглядно- методическая база и др.


Второй этап Практический. Основными моментами стали:


Создание творческих лабораторных групп для апробации и внедрения разработанной системы в образовательный процесс, а также координации и стимулирования поиска эффективных технологий.


Каждое из занятий по Сарансковедению, которые планировались в старших и подготовительных группах, проходило при специально созданных условиях (подгруппа детей не более 10, пособия содержания инновационной тематики)и под чутким наблюдением старшего воспитателя, разработчика конспекта занятия и воспитателя (лей) параллельных групп. В ходе наблюдения обращалось внимание на доступность информации для детей дошкольного возраста, на разнообразие форм организации, методов и приемов, для поддержания детского интереса, регламент. Далее проводился глубокий анализ в присутствии воспитателя- практика, где совместно обсуждались +, -, трудности, эффективность, находились пути коррекции и уже откорректированное занятие проводилось в параллельной группе


Создание временных проектных групп для разработки подпроектов с целью обогащения содержания основного инновационного проекта «Ознакомление дошкольников с родным городом». В настоящее время в детском саду разработаны и реализуются следующие проекты:


*История образования Саранска;


* Саранск спортивный; Слайд


* Саранск театральный;


* Музыкальная культура Мордовии;


* Декоративно-прикладное искусство мордвы;


* Проект Мини-музей единого образа «Национальные костюмы народов Мордовии»;


На третьем этапе был обобщен и систематизирован накопленный опыт в форме методического пособия, адресованного практическим работникам ДОУ, родителям, вариативно может использоваться учителями начальных классов.


Выбранные нами методические формы и приемы работы с педагогами, позволяют максимально активизировать имеющиеся у педагога знания; создавать благоприятный психологический климат в коллективе; обеспечивать оптимальные условия для обмена опытом.


Традиционно, эти классические формы методической работы, которые вы видите на экране, применяются в каждом дошкольном образовательном учреждении, и чтобы не говорить «избитые», фразы остановлюсь на не стандартных формах, которые применяются в нашем ДОУ с периода работы в инновационном режиме.


Итак: Тематический клуб «Мой любимый город Саранск». Участниками является взросло-детское сообщество (педагоги-родители-дети). Данная форма основательно вошла в общую практику и функционирует уже на протяжении 6 лет. План работы клуба имеет место в годовом планировании в блоке «Сотрудничество с родителями», утверждается руководителем. Темы заседаний выбираются на основе анализа результатов анкетирования родителей и педагогов, диагностических карт педагогов, бесед, дискуссий. Тематический клуб собирается с периодичностью один раз в месяц (третий четверг каждого месяца), созывается объявлением. Каждый учебный год назначается руководитель или руководители клуба – это воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Они вправе привлекать опыт и участие других педагогов, поручать и распределять задания.


Заседания клуба предусматривает в своей структуре теоретическую, практическую и заключительную части, поэтому педагогов-исполнителей может быть от одного до трех.


В теоретической части предлагается информация в виде выступления, беседы, дискуссии, презентации по теме клуба. Продолжительность 15-20 минут.


В практической части воспитатели, специалисты работают с детьми, демонстрируя методы и приемы этим самым обучая родителей и присутствующих педагогов. Это может быть фрагмент занятия, целое занятие, мастер-класс, небольшое развлечение, драматизация. Продолжительность35-40 минут.


В заключительной части подводятся итоги, распространяются памятки, рекомендации, советы, рекламируется литература.


Следующая интересная, объединяющая сотрудников форма работы «Литературная газета», под названием «Горошинки». Выходит ежемесячно, оформляется временными группами педагогов. Вывешивается на центральном информационном стенде детского сада. Цель: показать творческие возможности педагогов, детей, родителей в рамках конкретной темы. Все участники пишут статейки, рассказы, делают рисунки, фото и др. Газета сшивается в конце учебного года и хранится в методическом кабинете. Похожей формой является работа календаря «Знаменательные события и памятные даты», который является результатом работы двухгодичного педагогического проекта. Работает эта форма каждый день. Она информирует педагогов о событии или дате, в результате эту информацию педагоги доводят до детей, родителей через различные формы организации. Календарь находится в открытом состоянии в методическом кабинете и мне приходится наблюдать привлекательность этой формы. Кто-то из педагогов обращается к нему ежедневно, кто-то раз в неделю, в месяц. Использование этой формы расширяет кругозор педагогов, детей родителей, вносит изюминку в воспитательно-образовательный процесс.


Успешно в нашем коллективе внедрился метод творческого портфолио .. Творческое портфолио педагога представляет собой обобщение педагогического опыта работы. Творческое портфолио, дошкольника дает возможность отследить уровень развития ребенка во время воспитания и обучения и говорить о профессионализме педагога.


С целью оценки деятельности методической службы проводим анализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для детей, родителей, педагогов.


На экране результаты мониторинга образовательной деятельности, по Сарансковедению из которых видно, что количество воспитанников с высоким уровнем из года в год увеличивалось, а с низким уровнем усвоения программы снижалось.


Далее показан более прозрачный мониторинг усвоение программы по каждому тематическому блоку инновационного проекта. На данном уровне его можно считать стабильным.


Так же об эффективности нашей деятельности говорит участие воспитанников детского сада в городских, республиканских конкурсах таких как: «Семейная песня»; «Золотой ключик», «Лучики в ладошках»; «Дружные соседи» и др. – были отмечены грамотами и дипломами.


Качество и результативность образовательной деятельности нашего учреждения оценивается родителями в ходе анкетирования. Опросы свидетельствуют о том, что 90.3 % дают положительную оценку работе педагогов и детского сада в целом.


Эффективность в работе с педагогами видна в диаграмме прохождения курсов повышения квалификации и аттестации педагогов, а также в распространение педагогического опыта. Педагоги ДОУ постоянно принимают активное участие в методической работе города, республики. За период работы в инновационном режиме педагогический коллектив принял участие:


* Неоднократно в творческом отчете об организации инновационной деятельности;


* в заседаниях ГМЦ по проблеме «Краеведческие аспекты социально-правового воспитания детей дошкольного возраста, августовских секционных совещаниях;


* в конференциях и выездных занятиях-стажировках для слушателей курсов повышения квалификации МРИО;


* В публикации статей: в сборнике «Инновации в системе образования Республики Мордовия»; в детской литературно-познавательной газете «Родничок»;


* В информационной передаче «Од Пинге» на 10 канале, где демонстрировалась работа кружка по обучению мордовскому (мокша) языку детей дошкольного возраста;


* Система работы в инновационном режиме представлена на сайте нашего детского сада, который был создан в 2008 году, и существует по сегодняшний день.


* Также наш коллектив в активно участвует в городских, республиканских и российских конкурсах – ежегодно, среди них «Ярмарка научно-методических разработок», «Детские сады детям», «Бабань парь», «Мой любимый город», «Дружные соседи»,


в профессиональном конкурсе «Воспитатель года» и др.),


Данные результаты говорят о творческой работе коллектива, все педагоги нашего учреждения креативны, идут в ногу со временем и стремяться достигнуть наивысших результатов в воспитательно- образовательном процессе.


Таким образом, созданная нашим ДУ модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала, осуществлять воспитательно-образовательный процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.


Мы все прекрасно понимаем, что педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности виден не сразу, а только через определенное время, и длительно формируется, что требует постоянного привнесения в деятельность обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека. Следующие пять лет наше ДОУ посвятит инновации по теме «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка», работа в этом направлении уже ведется, но об этом в другой раз…


Дополнительные материалы: Презентация "Методическая служба (из опыта работы)" (скачать)

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 8529


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы