Концерт студентов духового отделения СМУ им. Л.П.Кирюкова
10.02.2020
906
28.01.2020 в зале ДМШ№6 прошёл концерт студентов музыкального училища имени Л.П.Кирюкова Тишкиной Анны (класс преподавателя заслуженного работника культуры РМ Подкопаловой Т.К.) и Шемуратова Алексея (класс преподавателя заслуженного работника культуры РМ Трунина В.Г.). Вёл концерт заслуженный работник культуры РМ Трунин Василий Геннадьевич. Слушателям — учащимся школы — была представлена программа из четырёх произведений. Первой выступила Тишкина Анна, которая под аккомпанемент концертмейстера Резеповой Н.Ю. исполнила концерт Франца Данци ре-минор для флейты с оркестром.
Этого композитора относят к так называемым «малым мастерам» - немецким композиторам, долгое время находившимся в тени своего великого современника - Моцарта. Долгое время творчество Данци было забыто, и лишь во второй половине XX века у музыкантов и любителей музыки появляется интерес к наследию композитора. Перу Данци принадлежит немалое количество музыки для духовых инструментов, в том числе четыре концерта для флейты. Исполненный Анной концерт прекрасно раскрывает стиль композитора, сочетающий в себе элементы классицизма и зарождающегося романтизма: строгость и внутренняя гармоничность аккомпанемента сочетаются со свободными виртуозными пассажами солирующей флейты, не пререкаясь друг с другом, но создавая цельный образ искусства той эпохи.
Почти на век моложе второе произведение — Интермеццо для флейты и фортепиано Виктора-Альфонса Дювернуа. Произведения этого композитора — яркий пример того, как писали для флейты французские композиторы в конце XIX - начале XX века. Изысканная миниатюра — Интермеццо — развлекла слушателей и подготовила их к восприятию следующего номера программы, уже в исполнении кларнетиста Шемуратова Алексея.
Алексей под аккомпанемент концертмейстера Сидоркиной О.Н. исполнил концерт ми-бемоль мажор Карла Мария фон Вебера.
Слушая это произведение, зрители снова вернулись в Германию, но на этот раз уже в эпоху романтизма. Этот композитор — один из основоположников немецкой романтической оперы, и мы можем убедиться насколько изменился характер немецкой инструментальной музыки от Данци (конец XVIII) до Вебера (исполненный концерт был написан в 1811 году). Романтизм поставил во главу угла человека, его чувства и порывы, и это как нельзя лучше отразилось в музыке Вебера. Данный концерт был написан по заказу известного немецкого кларнетиста Генриха Бёрмана, и это прослеживается во всём — виртуозные пассажи и доминирование солиста над аккомпанементом это не только черта музыкального стиля, но и дань уважения виртуозному кларнетисту. Алексею удалось в полной мере совладать с технически сложными пассажами концерта и не потерять нить музыкального повествования.
Однако как бы ни были далеки друг от друга два исполненных концерта, важно отметить, что написаны они были в рамках одной музыкальной традиции и являются отражением разных этапов развития немецкой классической музыки.
В заключение концерта прозвучало произведение венгерского кларнетиста и композитора Белы Ковача «Приветствую Вас, господин Штраус!». Эта современная работа послужила своеобразной отсылкой, мостиком между современностью и музыкой Иоганна Штрауса и одновременно символично подчеркнуло различия и общие черты исполненных на концерте музыкальных произведений.
Автор статьи Рогожин А.Ю.