История развития, стили и обучения академическому вокалу
19.01.2023
482
Академический вокал начал развиваться на основе народного и фольклорного, постепенно приобретая новые правила и ограничения, за которые выходить профессиональным певцам запрещено. Такие рамки основаны на понятии красоты и известны сейчас как классический.
Отличительные признаки академического вокала
• Не предусматривает использование микрофона и другой аппаратуры. Вокалист с помощью своего голоса может озвучивать зал на фоне игры оркестра.
• Такие исполнители могут воспроизводить как самые тонкие штрихи, так и экспрессивный настрой песни.
• Профессиональные академические вокалисты владеют своим голосом в широком диапазоне, исполняя сложные техники. При этом, наличие силы, хрипов и других дефектов в этом стиле пения недопустимо.
• Главное отличие от эстрадного – строгая классическая позиция.
История развития и видные деятели
Вокальное искусство начало развиваться в XVII веке, когда оперное пение было популярно по всей Европе. Родиной академического исполнительства считается Италия. В то время было создано множество трактатов про академическое пение. Несмотря на то, что вокальные техники развивались, основные принципы пения были заложены в эпоху Просвещения и дошли до наших дней неизменными. Сейчас такое исполнение также называют классическим.
Самый известный певец такого жанра в истории – Андреа Бочелли. В 1990-ых он прошел прослушивание у рок-певца Дзуккеро и спустя два года молодой тенор дал концерты во многих городах Европы. Сейчас он продолжает выпускать концертные альбомы, поет в опере и гастролирует по всему миру.
Андреа Бочелли
Яркой представительницей женского академического вокала является Монсеррат Кабалье. Испанская оперная певица, которая в совершенстве владеет техникой бельканто.
Монсеррат Кабалье
Направления академического вокала
Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:
• В оперном пении исполнителям необходимо выражать эмоции и не быть перекрытым игрой оркестра. В связи с этим голос должен иметь широкий диапазон и мощное звучание.
• Литургия – это богослужение. Чаще всего она исполняется без инструментальной музыки а капелла, так как голоса певцов напоминают их звучание. Чаще такое исполнительство основано на хоровом пении с солирующим вокалистом.
• Правила профессионального исполнения литургии стали основоположными в исполнении бельканто. Для него свойственно плавные переходы, непринужденное и спокойное исполнение.
• С помощью камерного пения исполняются романсы и арии. Такой вокал рассчитан на небольшие помещения, поэтому тут немного другие требования к голосу: исполнять композиции нужно с меньшим напором, чем при оперном вокале.
Пример исполнения бельканто
Обучение академическому вокалу
Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы:
• Найдите преподавателя. Чтобы у вас появилась академическая манера пения, необходимо найти такого педагога, который сможет помочь вам в этом, давая специальные упражнения. Основным навыком, которыми нужно научиться обладать – разработка зева и высокое позиционирование языка.
• Уделяйте время практике. Академическое хоровое и сольное пение требует довольно долгого времени чтобы добиться результата. Тренируйтесь как можно чаще, пока не почувствуете себя свободно в исполнении специальных приемов и не достигните достаточного широкого диапазона голоса.
Важно!
Для начала рекомендуем заниматься от 15 минут в день, постепенно увеличивая время репетиции. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу, дайте себе время. Ведь отдых так же важен, как и тренировки.
• Развивайте слабые стороны. Перенапряжение голосовых связок и неправильное дыхание являются наибольшими проблемами для певцов. Хороший педагог сможет помочь вам справится с этой проблемой. Технике вокального дыхания и контроля напряжения голосовых связок можно научиться, если вы сосредоточитесь на дыхании и его постановке.
Упражнения и распевки
Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции. После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.
Наиболее эффективное упражнение для распевки – мычание. Для начала нужно выбрать удобную позу, обычно это позиция стоя: спина ровная, голова приподнята вверх. Затем необходимо выровнять дыхание и быть расслабленным, и только потом протянуть звук «м-м-м» обычным голосом, в комфортном диапазоне и без усилия. Начните с небольшого временного промежутка и постепенно его увеличивая, это поможет научиться контролировать дыхание и поток воздуха. Это одно из самых эффективных упражнений, которое помогает научиться расслаблять голосовые связки и управлять потоком воздуха.
Материал подготовила Лисина М.Н.