МОЦАРТ VS БЕТХОВЕН
15 марта в РДМШИ прошло музыкально-познавательное мероприятие «Моцарт или Бетховен», посвященное жизни и творчеству гениальных композиторов, живших более 200 лет назад. Мероприятие прошло в формате диалога со зрителями. Споры о том, кто же – Моцарт, или Бетховен оставил больший след в музыкальной культуре, ведутся последние 250 лет, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый раз, когда проводится анализ произведений маэстро, он заканчивается общим признанием того, что это шедевры, которые нельзя сравнивать.
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия) 27 января 1756 года. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) 16 декабря 1770 года.
У Моцарта и Бетховена было абсолютно разное воспитание, которое сыграло ключевую роль в их развитии как композиторов. Отец Моцарта был прекрасным музыкантом и композитором, имевшим придворное влияние и связи. Под его руководством Вольфганг Амадей его сестра Наннерль уже с раннего возраста зарекомендовали себя как гениальные дети, дав, в частности Вольфгангу, путь к мировой славе. Детские же годы Бетховена, были довольно тяжелыми. В то время Моцарт уже был известен и блистал в красе гения. Отец Бетховена, Иоганн, любил Моцарта. Он задумал сделать из сына «Второго Моцарта». Старший Бетховен муштровал сына, порой превращая занятия музыкой в деспотию. Гений всегда это талант плюс титанический труд. У Людвига было и то, и другое. Он обучился игре на клавесине, скрипке и фортепиано. Постоянная муштра не радовала его детскую душу, но он продолжал обучаться на разных инструментах и следовал линии отца – стать вторым Моцартом. Есть предположение, что во время визита Бетховена в Вену в 1787 году у него произошла встреча с Моцартом, после которой Моцарт сказал: «Этот парень заставит о себе говорить мир», и это оказалось абсолютной правдой.
Моцарт за сою короткую жизнь (35 лет) написал 626 произведений. Бетховен прожил 56 лет и оставил после себя 722 произведения. Оба композитора являются представителями Венской классической школы. Моцарт преобразовал и определил классические музыкальные формы, среди которых доминирующей является сонатная форма. В сонатах, концертах и симфониях Моцарт проявлял свой дар через эту форму, но то, чего достиг Бетховен, было на совершенно другом уровне. Для Бетховена концепция музыкального развития и расширения сонатной формы дала ему прекрасную возможность продвинуть ее в эпоху романтизма и, в свою очередь, установить стандарт для новых композиторов следующего поколения.
Отдельное спасибо хочется сказать студентам Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова, которые исполнили для наших ребят произведения великих классиков:
Нурутдинов Кирилл – Л. В. Бетховен, соната № 18 Ми b мажор для фортепиано (класс Заслуженного работника культуры РМ Чиняева С. А.);
Скворцова Екатерина (скрипка) и Родькина Анастасия (фортепиано) – В. А. Моцарт, соната для скрипки и фортепиано № 4 ми минор (класс камерного ансамбля Акимовой А. А.).
Королева М.В., заведующая фортепианным отделение