Роль книги в жизни ребенка
Значение книг для ребенка очень велико. Они служат для того, чтоб расширять представления ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Интерес детей к книге возникает на пути от простого любопытства к удивлению, от удивления к активной любознательности, а от неё – к знанию. Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Важно правильно отбирать материал для чтения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Пусть ребёнку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании.
22 января воспитанники подготовительной группы « Теремок» посетили Рузаевскую Центральную библиотеку. Организовала экскурсию воспитатель Багапова Венера Фатиховна. Ребята познакомились с разными книгами: объемными и рублеными, звучащими книгами и книгами-пазлами. Сотрудник библиотеки Анна Владимировна рассказала ребятам о том, для чего нужна библиотека, с какого возраста ходят библиотеку, какие книги читают дети дошкольного возраста. Она обратила внимание детей на то, как нужно обращаться с книгами.
Анна Владимировна познакомила детей с таким персонажем, как Книговичек и рассказала, что делает Книговичек в библиотеке. Оказывается, он следит за книгами и порядком в библиотеке. Ребята с удовольствием отгадывали загадки Книговичка, играли в разные игры, смотрели журналы, задавали интересующиеся вопросы. Ребята познакомились с черепашкой, которую зовут Нюша, которая тоже живет в библиотеке, узнали, чем она питается, и как за ней ухаживают. Дети помогли заблудившимся сказочным персонажам вернуться в свои сказки.
Сотрудники библиотеки подарили ребятам поучительные журналы. Дошколятам очень понравилась познавательная экскурсия в библиотеку. Многие ребята захотели прийти и записаться в библиотеку с родителями.
Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье. Первые книги ребенку читают родители, именно они оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Когда книги систематически читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: определять, где начало и конец произведения, как развивается сюжет. Благодаря чтению у ребенка развивается логическое мышление, расширяется его словарный запас, развивается воображение и фантазия. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, помогает в развитии связной речи. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что дети, которым в дошкольном возрасте читали книги, рассказывали сказки, став взрослыми, сами много читают. Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо также, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Читать нужно вместе с ребенком ежедневно: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Важный способ приобщения детей к книге – чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения создадут своеобразную установку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения. Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, то есть в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.
Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести её до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливает взаимопонимание, близость, доверительность, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее. В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает ребёнку воспринимать его осмысленно. Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного ребёнка.