Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Алексей Зюзин

Алексей Зюзин, 16.05.2014

Не надо бояться перемен от новых знаний!

Директор НОУ «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО»

Пожалуй, в Мордовии больше нет комплекса, который предлагал бы столько видов образования, как «Саранский Дом науки и техники». Сюда приходят люди разных возрастов и всегда получают необходимый набор знаний и навыков. О том, чему учить, как учить, а главное, как применить полученные знания, мы беседуем с директором НОУ «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО» А. Зюзиным.


— Алексей Михайлович, Саранский Дом науки и техники предлагает самое разное образование: для начинающих водителей, для уже работающих людей, для молодых мам, которые хотят найти себя в новой профессии… Сколько наименований курсов у Вас сейчас преподают?

— Сегодня мы предлагаем свыше ста направлений обучения. Это и курсы для населения, дающие возможность получить дополнительную специальность, новые профессиональные навыки для дальнейшего трудоустройства или дополнительного заработка. Это и предаттестационная подготовка специалистов и руководителей предприятий в области охраны труда, промышленной, пожарной, энергетической и экологической безопасности, что требуется при выполнении служебных обязанностей на определенных производствах и видах работ. Это также курсы в области безопасности дорожного движения: наряду с подготовкой водителей транспортных средств, у нас проводятся курсы для предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, а также теоретическое и практическое обучение специалистов, работающих с высокотехнологичными приборами, например, тахографами. Кроме того, у нас проводится масса краткосрочных – одно- и двухдневных семинаров по актуальным темам.

— Многие до сих пор воспринимают образование как единственный выбор на всю оставшуюся жизнь. Между тем, нет ничего страшного в том, чтобы находить новые способы самореализации, дополнять навыки. Какие специальности выбирают сейчас чаще всего?

— В основном, это востребованные на рынке труда специальности. К примеру, сегодня многие открывают свое дело в сфере услуг и торговли. Туда требуются парикмахеры, мастера маникюра, массажисты, визажисты-стилисты, повара, официанты, продавцы, менеджеры по продажам, бухгалтера, водители. На все эти специальности можно обучиться у нас. Кроме того, мы видим, что на предприятиях острая нехватка рабочих кадров. Мы обучаем будущих машинистов самоходной техники (трактора, катка, скрепера, экскаватора, крана автомобильного и др.), сварщиков, электриков, слесарей-сантехников, лифтеров, газорезчиков, операторов автозаправочной станции и мн. др. Большим спросом также пользуются курсы частных охранников.

— Есть ли акции для тех, кто осваивает параллельные специальности? Например, для студентов и учеников профтехучилищ?

— Безусловно, есть. Для студентов и учащихся колледжей, техникумов, профтехучилищ у нас действует постоянная 10-процентная скидка на обучение вождению автомобиля. Если у человека тяжелое материальное положение, но большое желание получить новые знания, новую специальность, мы всегда идём навстречу, находим способ решить вопрос.

— Наверняка список предложений СДНиТ, в первую очередь, основывается на спросе рынка труда. Каких специалистов сегодня особенно не хватает? На что ориентироваться сегодняшним выпускникам школ?

— Эту тему уже неоднократно поднимали и руководство нашей республики, и директора заводов, обсуждали на всевозможных совещаниях, посвященных реформе системы образования. Сегодня стало очевидно, что рынок труда перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, а «технарей», напротив, не хватает. На предприятиях внедряется новое современное, часто, компьютеризированное оборудование, модернизируются технологические линии. Чтобы работать на таком оборудовании, управлять умными машинами, нужно обладать совершенно новым набором знаний и навыков. Требования к квалификации инженерно-технического, рабочего персонала сегодня совсем иные. Нужно многое знать и уметь. Поэтому так важно, чтобы молодежь больше выбирала технические специальности, училась на инженеров, механиков, занималась техническим творчеством. Имея такую специальность, можно быть уверенным в завтрашнем дне. Без работы инженерно-технический специалист точно не останется, да и заработная плата у «технарей» сегодня значительно выше, чем у «гумнитариев».

— Насколько справедливо выражение, что учиться никогда не поздно? Готовы ли люди старшего возраста учиться и менять свой род деятельности?

— Знаете, все зависит от человека. Иные и в молодом возрасте ничего не хотят, плывут по течению жизни, не развиваясь и ни к чему не стремясь... И, наоборот, есть люди, которые, действительно, учатся постоянно, каждый день. Нашему коллективу по роду деятельности посчастливилось иметь дело именно со второй категорий. К нам приходят и молодые, и пожилые, и среднего возраста. Конечно, возрастной фактор влияет на способность мозга усваивать новую информацию, но при желании и упорстве научиться можно всегда и почти всему. В качестве примера приведу бесплатное обучение компьютерной грамотности, которое Саранский Дом науки и техники с 2009 г. проводит для пожилых, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями. И могу сказать, что недостатка в желающих обучиться мы не испытывали. Напротив, приходилось все время следить, чтобы группы не переполнялись. Причем, среди слушателей были и 70-ти, и 80-ти и даже 90-летние! Есть у нас успешные примеры обучения пожилых людей и на курсах вождения автомобиля. В том числе, мы обучаем вождению автомобиля лиц с ограниченными физическими возможностями. Для этого у нас есть специальные автомобили с ручным управлением, отработаны методики, есть успешный опыт в этой области. Так что да, в любом возрасте можно и нужно учиться. И не бояться перемен, которые дают человеку дополнительные знания.

— Не так давно изменились правила обучения в автошколах. К чему готовиться тем, кто собрался получать права?

— В настоящее время новые программы обучения вождению находятся на доработке в Министерстве образования России, поэтому пока нововведения - это лишь предположения… Ожидается, что в теоретическом обучении будет большой блок юридических вопросов, достаточно серьезный комплекс, посвященный изучению устройства транспортного средства. По-видимому, будет включен раздел по изучению психофизиологических основ деятельности водителя. Новшество заключается еще и в ведении базового, специального и профессионального циклов. Количество часов учебного вождения, предположительно, будет увеличено, хотя и незначительно. Соответственно, вся программа обучения будет включать больше учебных часов, чем в действующих программах. Так, например, если раньше на теоретическое и практическое обучение вождению легкового автомобиля отводилось 106 учебных часов, то теперь это количество, по-видимому, составит 196 учебных часов. Но, как я уже сказал, это лишь предположения, т.к. официального документа пока нет. Хотя, приказ МВД России о включении новых категорий транспортных средств в водительские права уже вышел. Осталось дождаться утверждения новых программ обучения и правил приема квалификационных экзаменов.

— Насколько я знаю, вы уделяете внимание не только подготовке водителей, но и чувствуете особую ответственность за участников дорожного движения. В том числе, проводите акции, например, призывая водителей скутеров и мотоциклов надевать во время езды шлем…

— Мы для себя раз и навсегда обозначили главный приоритет в работе – качество. Не количество, а именно КАЧЕСТВО. И на это направлена вся наша работа, все наши усилия. Мы стремимся к тому, чтобы, покинув стены нашего учреждения (не имеет значения, о каких курсах идет речь – курсы вождения, по охране труда, по промышленной безопасности и т.п.), человек не только обладал документом о прохождении обучения, но и необходимым набором знаний и навыков. А самое главное – осознанием ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Ведь роковые ошибки случаются не только на дороге. Несчастные случаи происходят и на производстве, причем, именно по причине несоблюдения правил безопасности. Поэтому очень большое внимание в своей работе мы уделяем профилактике и повышению культуры безопасного, законопослушного поведения – на дороге, на рабочих местах, в обычной жизни. С этой целью проводим всевозможные акции (упомянутая акция «Шлем всему голова» - далеко не единичная), конкурсы, круглые столы, выставки по безопасности дорожного движения, охране труда, экологии, энергетической безопасности и др.

Так, традиционными стали акции для молодежи «Георгиевская лента», митинги, посвященные памяти жертв ДТП, донорская акция «АвтоМотоДонор», акции в детских оздоровительных лагерях республики «Лето без аварий», конкурсы детского творчества «Дорожный калейдоскоп», «Самый важный пассажир», профилактические акции «Рождественские дороги», «На защите дорожной безопасности», «Безопасное колесо», конкурс рисунков на асфальте «Дорога глазами детей», республиканский конкурс рисунков по безопасности дорожного движения «Мы выбираем жизнь!» и многие др.

К Всемирному дню охраны труда (28 апреля), ко Дню энергетика (22 декабря) Саранский Дом науки и техники проводит республиканские конкурсы детских рисунков, организует семинары и круглые столы со специалистами предприятий Мордовии, на которых обсуждаются пути снижения травматизма на рабочих местах.

При проведении мероприятий мы тесно сотрудничаем с ГИБДД МВД по РМ, Министерством образования РМ, Министерством энергетики и тарифной политики РМ, другими министерствами и ведомствами, общественными организациями.

— Вашей школе безопасности движения уже шесть лет. Расскажите, что это за проект и ради чего вы его начали?

— Мы создали Школу юных автомобилистов в 2008 году при поддержке Министерства образования РМ, Управления ГИБДД МВД по РМ, чтобы возродить систему массового обучения детей Правилам дорожного движения, воспитания безопасного поведения на дороге и уважения к закону. Этот проект рассчитан на детей и молодежь разного возраста: от самого раннего, дошкольного, до юношества и студенчества. Школа юных автомобилистов работает в каждом учебном центре Саранского Дома науки и техники в районах Саранска и Мордовии (сейчас их 16), занятия проводятся также непосредственно в детских дошкольных учреждениях, летних оздоровительных лагерях, средних школах, домах-интернатах. На занятиях Школы юных автомобилистов не просто разъясняются Правила дорожного движения в доступной форме, но и культивируют уважительное отношение к закону, формируют модель законопослушного поведения - на дороге, на улице, в школе, дома, в общественных местах. Главное, к чему мы стремимся в своей работе – прочно закрепить в сознании ребенка, что несоблюдение закона, правил безопасности приводит к трагедиям. И, напротив, из юного законопослушного пешехода завтра обязательно получится аккуратный водитель, а сформировавшаяся с детства привычка быть осторожным, соблюдать элементарную безопасность в дальнейшем никогда не толкнет человека на нарушение правил.

За прошедшее время тысячи детей и подростков нашей республики прошли обучение в Школе юных автомобилистов, и я с уверенностью могу сказать, что это достаточно эффективная работа по снижению количества ДТП с участием детей. Об этом говорит и республиканская статистика: в ГИБДД МВД по РМ отмечают, что число ДТП с участием детей-пешеходов снижается. К сожалению, этого нельзя сказать о количестве пострадавших и погибших в ДТП детей-пассажиров, т.е. когда за детей отвечали взрослые.

— Насколько школьники вообще восприимчивы к вопросам безопасности? В обычных школах до них вообще кто-то доносит информацию о том, что происходит на дорогах? Может, приводят статистические данные о ДТП с участием тех же скутеров?

— Конечно, с детьми говорят о дорожной безопасности, о правилах поведения на дороге. И статистику приводят. Но, к сожалению, далеко не во всех школах. Обязательно о реальных несчастных случаях на дорогах с участием детей, в том числе юных скутеристов говорят и на занятиях нашей Школы юных автомобилистов. К сожалению, дети становятся особенно восприимчивыми к тому, что им говорят родители и педагоги, сразу как будто бы «взрослеют» только тогда, когда на дороге гибнет их товарищ, одноклассник. Моментально приходит осознание ценности собственной жизни, здоровья, ответственности за свое поведение. Да только вот цена этого «взросления» слишком высокая: только в прошлом году в Мордовии с участием скутеров произошло 55 ДТП, в которых 13 человек погибло, 55 получило травмы различной степени тяжести. Очень хорошо, что теперь ездить на мопедах и скутерах можно будет, только пройдя соответствующее обучение и получив водительские права. Думаю, это многим детям спасет жизнь и здоровье.

— Родители часто думают, что учить ребёнка должна школа. Школа рассчитывает, что базовые знания закладывают в семье. А в итоге на дорогах оказываются дети, совершенно не готовые к этому. Так кто, по Вашему мнению, в итоге должен нести ответственность за их безопасность?

— В первую очередь, конечно, семья, ближайшее взрослое окружение ребенка: родители, бабушки и дедушки. Именно их модель поведения является эталоном для ребенка, особенно, для маленького. Детский сад, школа, наша Школа юных автомобилистов должны быть в этом вопросе партнерами и помощниками, выступая единым фронтом. Но самое главное, мы, взрослые, в обычной частной жизни должны постоянно подавать положительный пример. Потому что тысячи слов можно перечеркнуть лишь одним неправильным поступком…

Беседовала Наталья Белянина, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 7355


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы