Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Денис Кузнецов

Денис Кузнецов, 11.06.2012

Электронный журнал делает комфортнее жизнь школьников, их родителей и учителей

Автор и руководитель проекта «Электронный журнал»

Сегодняшние темпы информатизации образовательного процесса вызывают немало вопросов. Дистанционное обучение, онлайн-тестирование — всё это понятно современным школьникам, но не всегда понятно их родителям и учителям. Одно из последних веяний моды — электронные дневники, которые внедряются всё в большем числе российских школ. Чтобы узнать немного больше об этой технологии, развеять мифы и понять, насколько актуально использование подобных систем, мы побеседовали со всеми участниками процесса. Одним из первых на наши вопросы согласился ответить автор проекта «Электронный журнал» Денис Кузнецов.


— Начать хочется с простого вопроса: почему Вы как разработчик решили начать работу именно над электронным журналом? Если не секрет, в чём причина интереса конкретно к этой области? Возможно, уже был подобный опыт?


Начну из далека: впервые желание начать использовать электронный журнал посетило меня в 2004 году, когда я работал в школе (в 2004–2009 годах я преподавал информатику в школе, которую до этого закончил). К тому времени на рынке уже существовали подобные системы и предлагались в виде «коробочных» продуктов для установки на школьный сервер. Однако, в те годы в школах были проблемы не то что с серверами, персональный компьютер в кабинете учителя был роскошью, внутришкольной сети ещё не было, да и интернет работал крайне медленно. Так желание тогда желанием и осталось…


В 2009 году уже больше из любопытства я посмотрел, что за системы представлены на рынке. В кабинетах учителей тогда уже начали появляться компьютеры, в школах стали проводить локальные сети. Каким же было моё удивление, когда я обнаружил, что предлагаемые системы в большинстве своем не подходят для использования в школе: одни по-прежнему требуют школьных серверов и, соответственно, специалистов, способных их настроить и поддерживать, другие — решают очень узкий круг задач, позволяя, по большому счету, лишь донести оценку до родителя, третьи — являются по своей сути социальными сетями с возможностью вести журналы и дневники, четвёртые же были настолько сложны, непонятны и неудобны, что ни то, что не позволяли комфортно работать, на них просто было «страшно» смотреть…


Именно после увиденного и возникло желание сделать инструмент, позволяющий интуитивно работать даже неподготовленному учителю, который бы не просто добавил работы, а упростил жизнь, автоматизируя рутинные операции, позволяющий построить новые каналы коммуникации родителей со школой. При этом было решено всячески способствовать внедрению системы в жизнь школы: мы сами настраивали систему под школу, проводили обучение учителей, выступали на родительских собраниях. Такой подход способствовал запуску системы в максимально короткие сроки — уже через месяц после решения директора внедрить систему родители могли использовать электронные дневники, а учителя ежедневно работали с электронным журналом.


— Ещё несколько лет назад проекты, подобные Вашему, казались не очень реальными. Всё это воспринималось как очень далёкое будущее. Сейчас мы видим, что это практически обыденная вещь. Что, по-Вашему, повлияло на такое ускорение в информатизации образовательного процесса? Бурная интернетизация страны? Появление доступа к Сети в абсолютном большинстве школ?


Все это, безусловно, создало почву, на которой стало возможным использовать подобные интернет-решения. Несомненным «пинком» для школ стали заявления и Президента, и министра образования о необходимости внедрения подобных систем, законодательные инициативы о создании школьных сайтов, оказанию населению государственных услуг в электронном виде (в т. ч. Информирование о текущей успеваемости).


Вся наша жизнь, в принципе, все чаще начинает переплетаться с интернетом, а все потому, что, переборов предрассудки и консерватизм, мы увидели, что это действительно удобно и не усложняет, а упрощает нашу жизнь и избавляет ее от рутины.


— Наши читатели — наверное, не самая технически подкованная аудитория. Однако узнать о механизмах работы электронного журнала было бы интересно и им, и мне. Если упрощённо, на чём всё держится и как функционирует?


Здесь на самом деле ничего сложного нет. Раньше в школе использовали бумажные журналы и дневники, сейчас — они остались точно такими же журналами и дневниками, только на экране монитора и доступные с любого компьютера, подключенного к интернету. Оценки и домашние задания мы теперь записываем не ручкой, а с клавиатуры. Кроме того, эти два бумажных документа теперь слились в один: если в конце урока или раз в неделю учителю приходилось переносить оценки из журнала в дневник, то теперь это происходит автоматически: поставил оценку в электронный журнал и она тут же появилась у ученика в электронном дневнике, да ещё и СМС-кой-отправилась родителю. Но и это ещё не все: и для родителя, и для учителя, и для завуча электронный журнал тут же рассчитает различные показатели успеваемости, сформирует отчеты и построит наглядные графики. А мы всего-то поставили одну оценку…


— Известно, что оценки школьников приходят их родителям и по средствам СМС-сообщений. Для этого вы сотрудничаете с мобильными операторами?


Нет, напрямую с операторами мы не работаем. Мы работаем с агрегатором, который позволяет отправлять сообщения на телефоны любых операторов.


— Наверняка, чтобы следить за работой такой большой системы, нужно много людей. Как осуществляется контроль за состоянием сервисов и кто им занимается?


Поддержкой и обслуживанием серверов занимаются наши специалисты, школа лишь использует систему как сервис. Также мы проводим обучение учителей в школе и рассказываем обо всех ее возможностях. В дальнейшем мы консультируем всех пользователей по бесплатной линии 8–800 или через внутреннюю систему сообщений.


Кроме этого, за каждой школой у нас закреплен персональный специалист или представитель в регионе, который курирует работу школы, помогает в решении организационных вопросов, собирает пожелания школы о новом функционале.


— Структура вашего проекта предусматривает наличие представителей во всех регионах, где внедряются ваши разработки. Для чего это нужно и в скольких республиках и областях вы уже работаете?


В регионах мы действительно стараемся работать через представителей. Это позволяет поддерживать более тесный контакт со школой, более чутко и оперативно реагировать на ее потребности и решать возникающие вопросы. Но это не значит, что мы не работаем со школами, если в регионе нет нашего представителя — интернет стирает территориальные границы. На сегодняшний день мы работаем со школами 9 субъектов РФ: города Москвы, Московской, Тверской, Вологодской, Челябинской и Нижегородской областей, Республик Башкортостан, Мордовия и Ставропольского края.


— Как Вы оцениваете перспективы развития вашего проекта? Есть идеи, как развиваться дальше?


Прежде всего мы планируем расширять географию наших представительств и увеличивать число подключенных школ. На сегодняшний день лишь около 35% школ Российской Федерации используют электронные журналы. Как видите — есть куда расти.


В ближайших версиях мы автоматизируем не только учет успеваемости, но и прочую рутинную деятельность школы, такую как учет контингента учащихся и сотрудников школы, планирование учебного процесса для завуча и т. д. Также мы интегрируем платформу с системами контроля и управления доступом и школьной столовой, что позволит родителям знать не только что получил сегодня ребенок, но и во сколько он пришел в школу и что ел на обед.


Также на базе электронного журнала мы планируем развивать и другие сервисы для школ, родителей и учеников, такие как интернет-витрины, где, например, родители смогут просто и оперативно приобрести необходимые учебные материалы, площадку для учителей, где они смогут обмениваться методическим опытом.


— В вашем деле не может не быть конкурентов. Чем ваше детище отличается от других предложений на рынке? Почему выбирают именно вас?


Звучит слегка высокомерно, но примерно тем же, чем Жигули и Мерседес. Обе машины едут, но во второй это делать куда комфортней и приятней. Как я говорил ранее, мы стараемся делать продукт «с человеческим лицом», чтобы с ним было просто и приятно работать всем пользователям, чтобы он упрощал жизнь, а не добавлял дополнительной работы. При этом мы помогаем школе пройти самый сложный шаг — этап внедрения системы в повседневную жизнь и оперативно реагируем на возникающие у школ потребности.


— Один из главных вопросов, который интересует, в первую очередь, родителей учеников, ударит ли электронный журнал по семейному бюджету? Расскажите о расценках: за что платит школа, а за что родители?


Для школы система абсолютно бесплатна. Доступ родителей и учеников к электронному дневнику, другим базовым сервисам системы также бесплатен. Платными для родителя являются лишь дополнительные сервисы, такие как СМС-оповещение, e-mail — рассылка, сводные отчеты и графики. Стоимость доступа к ним зависит от региона и составляет около 100 рублей в месяц. При этом доступ оплачивается за семью, так что цена не изменится, если в школе обучается несколько детей из одной семьи.


— Что касается безопасности данных, хранящихся в системе. Вы гарантируете, что информация об успеваемости не утечёт на сторону?


Наши сервера находятся в защищенном дата-центре, который имеет все необходимые лицензии ФСБ и ФСТЭК. Также нами проведены технические и организационные мероприятия для обеспечения сохранности и конфиденциальности данных в соответствии со 152-ФЗ. Так что данные надежно защищены.


— Лично Вы, как настоящий или будущий родитель школьника, что думаете о том, что ребёнок теперь не может спрятать дневник, скрыв оценки? Это можно назвать требованием нового времени?


Если родителей интересует успеваемость ребенка и они за ней следят, то скрыть оценки не получится ни в электронном, ни в бумажном дневнике. Заметив, что ребенок прячет дневник, родители всегда найдут способ узнать причину даже без электронного дневника. Электронный дневник даст лишь новый более простой и удобный канал коммуникации со школой. Вернувшись с работы домой и заметив неладное, вместо того, чтобы дергать звонком классного руководителя, который также вернулся с работы домой и у которого также есть свои дети и семья, мама сможет написать учителю сообщение в электронном дневнике, на которое он ответит в удобное время и раскроет родителям секрет «странного поведения ребенка». Так что электронный журнал делает комфортнее жизнь всех пользователей — и родителей, и учителей.

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6918


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы