Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Денис Сорокин

Денис Сорокин, 01.04.2013

Я хотел бы, чтобы весь регион был представлен на одном портале

Руководитель проекта - Школьный портал Республики Мордовия

Прошло два года с того момента, как запустился Школьный портал Мордовии. Всё это время проектом руководит его основатель Денис Сорокин, которому приходится выполнять сразу несколько ролей одновременно. Поскольку никто, кроме него, не знает, чем живёт портал, мы и попросили Дениса ответить на наши вопросы. Предлагаем вам развернутое интервью о прошлом, настоящем и будущем проекта, его взаимоотношениях с пользователями и планах по завоеванию Мордовии.

— Я знаю, как непросто даётся работа над этим проектом. Возникало желание бросить всё это?

— Если честно, то в разные периоды времени возникало. Кроме портала ведь есть и другие дела, и семья, и близкие, которым тоже нужно уделять время. В жизни вообще не бывает такого, чтобы всё шло ровно, нагрузка всегда возникает наплывами. Часто возникает очень много каких-то проблем в один небольшой период, в такие моменты иногда и хочется от чего-то избавиться. Кажется, вот откажешься от Школьного портала, и будет хватать времени на всё, но, как показывает практика, чем больше задач перед собой ставишь, тем, почему-то, больше успеваешь. Я долго мечтал о регулярном плавании, но думал, что это будет отнимать слишком много времени. Но как только начал ходить в бассейн, понял, что больше свободного времени, разумеется, не стало, но и меньше тоже. Кстати, плавание отлично избавляет от напряжения и стресса, которые неизбежно возникают и при работе над порталом. Возможно, даже лучше, чем сон.

— А что Вы можете назвать главным достижением на портале, которое случилось за последний год? И про главное упущение интересно было бы узнать.

— Упущением, пожалуй, можно считать то, что я отложил внедрение Электронного журнала, приурочив старт этого подпроекта к началу учебного года.

— Надо было раньше?

— Всё-таки надо было заняться этим в конце предыдущего учебного года. Думаю, что в таком случае процент подключенных школ был бы выше. За это время люди могли бы как-то присмотреться к системе, сложить о ней своё мнение, а с сентября уже приступить к полноценному использованию. Из-за того, что я начал готовить площадку только к сентябрю и не учёл, что в конце августа учителя и руководство заняты только подготовкой школ к началу году, большинство учебных заведений отложило внедрение ЭлЖура до второй четверти, а некоторые и до третьей. Поэтому процесс, конечно, идёт, но не с той скоростью, с которой хотелось бы.

— Ну а достижение?

— Наверное, то, что на портале наконец-то начали появляться сайты учреждений допобразования.

— Конкуренция есть везде. Вот она постепенно подбирается и к этому, с позволения сказать, рынку образовательных интернет-проектов Мордовии. Вы опасаетесь конкурентов или уверены, что знания и опыт, накопленные за два года, можно использовать в качестве спасательного круга?

— Если не вводить новых сервисов, не развиваться, то в случае прихода какого-то федерального игрока велика вероятность того, что он сможет «задавить» портал. С другой стороны, федеральные проекты часто не уделяют внимания региональной специфике. Они работают, если так можно сказать, топорно, не прислушиваясь к каким-то частным пожеланиям тех образовательных учреждений, которые вовлечены в их проект. Я, как житель региона, зная и «болея» этой проблемой, в первую очередь ориентируюсь на потребителя. Постоянно пытаюсь поставить себя на место учителя, родителя, школьника, чтобы понять, что им могло бы быть интересно. Задумок по развитию проекта очень много, но не на всё есть время и средства. К сожалению, прошли те времена, когда многие были готовы работать на чистом энтузиазме, а в первую очередь ощущается как раз нехватка людей, заинтересованных в развитии проекта.

Бояться конкурентов нужно, потому что если не бояться, наступит стагнация. Если говорить о региональном уровне, здесь я таковых не вижу. Не могу говорить с уверенностью, что москвичи скопировали мой проект, но концептуально он очень похож. К тому же, он стартовал спустя год после Schoolrm.ru. Там тот же портал образовательных учреждений Москвы, но он работает на государственном уровне, на уровне управления образованием. Причём у них сайты школ и учреждений тоже типовые, с одинаковым набором разделов и сервисов.

— Многие выступают против такой типизации сайтов. Почему вы за такой подход?

— Школы все разные. Не спорю, есть и такие, в которых есть уникальные программы, традиции и особенности. В таком случае говорить о типизации, конечно, сложно. Но в большинстве случаев, с точки зрения родителей, учителей и школьников, типизация сайта — это плюс. Независимо от того, в какой школе учиться ребёнок, если, к примеру, семья переехала в другой район, родители всегда знают, в каком разделе сайта находится та или иная информация. То же касается и школьника, и учителя. Плюс ко всему, во многих школах есть творческие секции, спортивные кружки, информация о которых очень разрозненна. Если родители захотят узнать об этом подробнее, им придётся либо искать информацию на разных сайтах с разной структурой, либо обзванивать все эти учреждения. А некоторые школы вообще могут забыть написать об этом. В случае же с типовой структурой время на поиски сокращается в разы.

— Мне кажется, за тот год, что прошёл с первого нашего интервью, в плане «препятствий» мало что изменилось. Чиновники ведь неохотно идут на контакт, а Школьный портал мог бы стать хорошей площадкой для обсуждения тех или иных проблем образовательной сферы. Почему так происходит?

— Не сказал бы, что всё так плохо. Всё-таки портал изначально запускался при поддержке Департамента по социальной политике и Управления образования г.о. Саранск. Без них Schoolrm.ru вообще вряд ли бы стартовал и продолжил своё существование. Также сейчас при активном сотрудничестве с этими ведомствами мы провели большую работу по внедрению на портал сайтов учреждений дошкольного образования. Сейчас уже принято решение о размещении у нас сайтов Управлений образования и культуры г.о. Саранск, чтобы как-то объединить не только сами образовательные учреждения, но и органы, которые управляют образовательным процессом. Через этот сайт они смогут донести до школ и родителей тот объём работы, который они делают. Благодаря специальным блокам, которые мы предусмотрим, новости Управления будут видны и на страницах школ, чтобы пользователи как можно оперативнее узнавали о конкурсах и мероприятиях, проводимых в городе.

— В прошлом году в Мордовии прошёл первый конкурс школьных сайтов, участие в нём приняли ресурсы учебных заведений, которые представлены на портале. Были ли недовольные критериями оценки? И повторите ли вы этот эксперимент в 2013 году?

— Этот конкурс задумывался, чтобы стимулировать школы к наполнению своих сайтов. Проводить ли его в этом году или не проводить — пока большой вопрос, потому что может так получится, что победителями вновь окажутся те же школы, что и год назад.

— А этого бы не хотелось, я правильно понимаю?

— Конечно. Возможно, мы проведём конкурс, в котором будет оцениваться не заполнение контентом, а какая-то творческая составляющая. Мы пока ещё сами ничего не решили, но хотелось бы оценить идеи школ по внедрению новых сервисов, услышать их предложения по развитию своего сайта и портала в целом.

— Несмотря на обилие призов, второй конкурс «Юные таланты пера» собрал меньше участников, чем годом ранее. Как Вы думаете, из-за чего так произошло? И есть ли какие-нибудь соображения по конкурсу на 2013 год?

— Проводить этот конкурс мы будем однозначно, как и анонсировалось ранее, он останется ежегодным. По поводу количества работ… Если посмотреть на то, о чём писали участники в 2011 году, это, в основном, очерки об учительских династиях, школе — т.е. темы, на которые школьники итак пишут сочинения каждый месяц. Причём они могли лежать по несколько лет, а узнав о конкурсе, они смогли их прислать. Думаю, именно поэтому было такое количество работ. В 2012 году работы были намного сильнее. Чего стоит один текст Екатерины Мироновой «По следам Тани Ивановой», который стал победителем в нескольких номинациях, а позже был опубликован в «Учительской газете», что только подтверждает его уровень. Перед следующим конкурсом мы вновь пересмотрим не только систему оценок, но и критерии, по которым работы будут допускаться к участию. Члены жюри предложили несколько отличных идей, которыми мы обязательно воспользуемся.

— И всё же, что касается стимулов для школьников. Как показывает практика, даже хорошие призы не могут завлечь их в конкурс. Почему работ так мало? И вообще, мало ли их, по-вашему?

— Если взять в расчёт то, что в республике более 400 школ, то 60 работ — это, конечно, мало. Но не думаю, что стоит рассуждать на этот счёт, ведь некоторые школы имеют техническую направленность, а не гуманитарную и т.д. Да и нагрузка на школьников и учителей в плане всевозможных конкурсов сейчас возросла, они физически не успевают участвовать во всём. При этом в любой школе есть только некая группа активных учеников, которые участвуют сразу во всех мероприятиях: и в олимпиаде по физике, и в конкурсе чтецов, и танцуют, и поют.

Возможно, стоит как-то расширить границы конкурса, привлечь сюда близлежащие регионы: Пензенскую область, Ульяновскую. Разослать положения в их управления образованием и добиться того, чтобы они участвовали.

— Думаете, это как-то подстегнёт мордовских школьников?

— Не факт, но попробовать можно.

— В начале Вы уже говорили про «Электронный Журнал». Почему Вы решились на его внедрение? И довольны ли сотрудничеством?

— Решиться или не решиться — вопрос не стоял, тут выбора, можно сказать, и не было. Сейчас уже на законодательном уровне закреплено положение об обязательном использовании электронных журналов с 2014 года. К тому же, как я уже говорил, если хочешь, чтобы проект развивался, просто необходимо внедрять новые сервисы. Я очень долго хотел запустить эту систему на портале, но не находил подходящего поставщика, который мог бы предложить сервис с удобным интерфейсом. В основном, попадались т.н. смс-дневники, которые зарабатывали на смс для родителей, но не давали никакого функционала школам. Я уже успел почти отказаться от этой идеи, но случайно вышел на разработчиков «ЭлЖура», съездил в Москву, переговорил с ними и мне понравилось.

Автором системы является бывший учитель информатики, который несколько лет проработал в этой сфере. Он разрабатывал проект так, чтобы его легко было заполнять и использовать, чтобы он составлял именно те отчёты, которые нужны. Можно сказать, что электронный дневник для родителей и учеников — скорее, дополнение к системе. В первую очередь, журнал нужен школе, потому что он упрощает аналитику. Раньше, чтобы провести анализ успеваемости, нужно было свести вручную информацию с множества журналов, высчитать среднюю оценку. «Электронный журнал», если его заполнять полностью и вовремя, может показывать статистику как по всей школе, так и в разрезе отдельного класса, параллелей, давая информацию по успеваемости, пропускам и т.д. Можно выбрать отдельного учителя, отдельный предмет, чтобы выявить слабые стороны в том или ином направлении обучения, чтобы приложить усилия к их укреплению.

— А если кто-то из учителей не захочет заполнять электронный журнал, администрация может его заставить?

— Это вопрос не ко мне, а к администрации. Если учесть, что все школы Саранска оснащены ЛВС, и количество компьютеров постоянно растёт, не вижу смысла отказываться от современных удобств.

— Как думаете, в каком году Россия сможет полностью отказаться от использования бумажных журналов?

— В некоторых регионах в качестве эксперимента школы уже отказались от его использования. В любом случае, бумажные версии журналов полностью не исчезнут. Даже если все перейдут на электронное заполнение, распечатанные копии таблиц всё равно нужно будет хранить.

— В апреле того года Вы говорили о скором открытии отдельного сайта техподдержки для администраторов школьных страниц. Есть в этом направлении какие-то подвижки?

— Это моя головная боль… Куплена отдельная редакция системы для сайта, на основе которой и будет запущен этот сайт, но сейчас на это времени нет.

— А необходимость в его запуске есть?

— Как ни крути, это может упростить техподдержку и повысит качество обслуживания сайтов самими администраторами, потому что в одном месте будут выложены все учебные пособия, все инструкции по работе. К тому же, там можно будет отследить историю обращений пользователей в службу поддержки. Ответы в электронной почте могут затеряться, да и некоторые вопросы иногда задают по многу раз. Раздел с типовыми вопросами-ответами поможет избежать этого.

— Школы часто обращаются за такой поддержкой?

— В день поступает минимум 6 запросов. Количество сайтов с каждым днём увеличивается, следовательно, и число обращений возрастает. Сейчас на портале более 100 сайтов, когда добавятся сайты детсадов, будет под 200.

— На главной странице портала появился блок, где можно выбрать любое из представленных на ресурсе учебных заведений. Помимо общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, там есть раздел «Спортивное образование», но пока там представлена лишь одна спортивная школа. Вы собираетесь как-то развивать это направление?

— Этот блок мы поставили туда для того, чтобы дать понять, что у нас можно разместить и сайты спортивных школ. Через полгода после запуска портала я общался с представителями министерства спорта по поводу размещения на портале всех спортивных учреждений Мордовии. К сожалению, взаимопонимания по этому вопросу я тогда не нашёл. По их словам, достаточно того, что на сайте министерства перечислены все эти заведения. Я думаю, что это неправильно. Уверен, что каждая спортивная школа должна иметь отдельный сайт с полной информацией об учащихся, тренерах и их достижениях.

— Может быть, стоит разместить на портале открытое письмо к министру спорта и начать сбор подписей?

— Возможно, но иногда не хочется прикладывать усилия там, где не видишь отдачи.

— Насколько я понимаю, такая же ситуация обстоит и с разделом «Профильное образование»? Пока там только саранское музыкальное училище. Есть какие-то планы по работе с техникумами и колледжами?

— Здесь больше сказывается нехватка моего времени. Нужно проработать соответствующую структуру сайта учреждения профильного обучения, для чего может понадобиться собрать группу из тех, кто в этом понимает. Потом сделать дизайн, интегрировать его, и только потом приглашать учреждения. Это стоит в планах, но на данном этапе развития, скорее всего, пока реализовано не будет.

— Когда я рассказывал одному своему знакомому из другого региона о Школьном портале, он спросил, не проводят ли они мастер-классов и семинаров для школьников и учителей. Я - то знаю, что такие мероприятия у нас не проводятся не только Школьным порталом, но и вообще практически никем. Может, стоит обратить внимание на эту нишу?

— Идея интересная. До сих пор ношу в себе идею, чтобы в рамках портала проводить какие-нибудь регулярные семинары, либо круглые столы. Основная проблема пока состоит в привлечении грамотных и профессиональных специалистов, готовых выступить на подобных мероприятиях. Таких людей, особенно умеющих говорить перед публикой, очень мало, но, надеюсь, когда-нибудь мы проведём что-то такое.

— Планируются ли какие-то кардинальные изменения в проекте?

— Я вообще не сторонник кардинальный изменений, я за постепенную эволюцию. На данном этапе я не вижу причин для резких преобразований, хотя никакие варианты исключать нельзя.

— Чего Вы ждёте от 2013 года для Школьного портала?

— Надеюсь, что на портале появятся сайты всех общеобразовательных школ Мордовии. А их сейчас более 400. Я хотел бы, чтобы весь регион был представлен на одном портале. Также хотелось бы закончить размещение сайтов детских учреждений и до конца учебного года, как я уже говорил, сделать сайты управлений образованием не только Саранска, но и районов республики. Также есть много планов по «Электронному журналу», который нужно внедрить ещё во многих школах. У многих родителей дети учатся в разных школах, и им приходится испытывать ряд трудностей из-за того, что везде разные системы электронных дневников. Я уверен, что только при использовании одного сервиса можно избежать множества проблем. В том числе и при переходе учителя или ребёнка из одной школы в другую. Это может облегчить процесс привыкания человека на новом месте. Четыре системы на сорок с небольшим школ — на мой взгляд, слишком много. Я надеюсь, что это понимает и администрация школ, и руководство управления образованием.

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6195


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы