Концерт о концерте
08.02.2018
1253
Кажется, совсем недавно мы с нетерпением ждали наступление Нового Года, и вот уже февраль – второй месяц нового 2018 года активно вступил в свои права. Февраль самый короткий месяц в году, поэтому нужно успеть сделать очень много. Учащиеся фортепианного отделения ведут активную подготовку к предстоящему в марте Республиканскому конкурсу «Юный виртуоз». Продолжается наше активное сотрудничество с преподавателями и учащимися фортепианного отделения Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в рамках проекта «Музыкальный диалог». В первом полугодии в нашей школе с сольным концертом выступила студентка второго курса фортепианного отделения Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова Чичерова Кристина. И вот Кристина вместе с однокурсницей – выпускницей нащей школы Гуниной Марией (класс преподавателя Заслуженного работника культуры РМ Чиняевой С.А.) выступили с новой программой в зале РДМШИ.
Концерт был посвящен одному из крупных и «серьезных» жанров в музыке, который так и называется «концерт». Что же такое инструментальный концерт? Слово «концерт» переводится как «состязание», поэтому концерт для фортепиано с оркестром это некое творческое состязание солиста-пианиста и целого симфонического оркестра, выражаясь современным языком «батл», где выигрывает, почти всегда, тот, кто на первый взгляд слабее – солист.
Концерты для фортепиано с оркестром писали все великие композиторы. На особую высоту жанр фортепианного концерта подняли русские композиторы: П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов. П.И. Чайковский писал: «Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает (при условии талантливости исполнителя) маленький, невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций». Исполнение инструментального концерта это всегда серьезное испытание для солиста, так как композиторы, создавая концерты, хотели показать все возможности инструмента, для которого собственно и был написан концерт. Поэтому и солист, в своем исполнении, должен показать все мастерство, и в итоге «победить» в состязании с оркестром.
Чичерова Кристина исполнила I часть концерта для фортепиано с оркестром Л.В. Бетховена № 2 B-dur, соч.19, первое исполнение которого состоялось 29 марта 1795 года в Вене. В качестве солиста выступил сам Бетховен, которому было 25 лет. Примечательно, что это было первое выступление композитора перед публикой. Гунина Мария исполнила I часть концерта для фортепиано с оркестром В.А. Моцерта № 21 С-dur, KV 467. Этот концерт композитор написал всего за три дня и тут же продемонстрировал публике – 12 марта 1785 года, а слушатели того времени были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.
Исполнение инструментального концерта - это испытание не только для солиста, но и для «оркестра», партию которого в данном случае исполнила преподаватель Кристины и Маши Чиняева С.А. О том, что состязание на сцене было ярким, интересным и дружественным, говорит факт, что зрители в зале слушали очень внимательно, а некоторые ребята представляли себя на месте солистов.
Кроме собственно концертов Маша и Кристина исполнили Рондо Л.В. Бетховена C-dur, Сарказм С.С. Прокофьева ор.17 №3 и Токкатину С.Я. Терханова.
Ведущая концерта С.А. Чиняева рассказала много интересного и познавательного о каждом произведении, а в конце мероприятия ответила на вопросы, интересующие зрителей.
Королева М.В.