Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности
16.10.2018
420
Использование педагогических технологий
в условиях дополнительного образования в объединении
социально - педагогической направленности
Учреждение дополнительного образования – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности детей и управлять системой взаимоотношений в этих видах деятельности.
В учреждениях дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальных особенностям и интересам, корректировать содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития, возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Для этого существуют программы разных направленностей. Увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает - есть главное условие эффективного освоения любой учебной программы.
В литературных источниках дается множество определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанников и педагога.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманность каждого шага в реализации программы.
Критерии, которые составляют сущность педагогической технологии:
• однозначное определение целей обучения (почему и для чего?);
• отбор и структура содержания (что?);
• оптимальная организация учебного процесса (как?);
• методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
• учет необходимого уровня квалификации учителя (кто?);
• объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, основанных на использовании имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность. Широкий спектр программ разных направленностей в учреждении дополнительного образования способствует реализации данной технологии, так как выбор программы воспитанникам осуществляется исходя из их интересов. В ходе реализации программы воспитанники развивают свои умения в выбранной ими области, а педагог помогает им раскрыть свои возможности.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоконтроль. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Виды работ в рамках данной технологии (объединения «Лидер», «Ведущие за собой »): групповой опрос, учебные встречи (когда на одном занятии присутствуют дети из двух кружков , которые занимаются обычно отдельно, и выполняют определенные учебные задачи), смотры знаний.
Технология коллективной творческой деятельности. Цель технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.) Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Организация коллективного дела основана на принципах состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
Наши традиционные коллективные дела в объединении «Лидер»: тематические стенгазеты ( «Моя мама лучшая на свете», «Вот какие наши мальчики/девочки!», «Весна пришла», «День Победы»).
Технология индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения осуществляется со стороны воспитанника, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого ребенка, потому что он выбирает то направление, которое ему интересно. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к особенностям каждого ученика, следить за его достижениями в обучении, вносить необходимые поправки. Данная технология осуществляется мною при работе в объединении «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Это творческое объединение учащихся, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. В объединении занимаются трое учащихся разных возрастов. Каждый из них работает над выбранной им темой исследования в течение учебного года, а затем представляет свою работу на конкурсах различных уровней.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии применяются педагогами в работе с воспитанниками различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Игровые технологии я применяю на каждом занятии (путешествие, турнир, приключение и др.)
Технология проектного обучения – технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность ребенку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Информационно-коммуникативные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) при формировании компетентности слушателей применяются презентации, видеофильмы, индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги и др.
На занятиях в своих объединениях я использую обучающие видеоролики, обучающие презентации и презентации - тренажеры, исходя из потребности их использования на занятиях (ввиду отсутствия конкретных учебных пособий) или заимствую их у коллег из сети Интернет.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.)
Виды работ по реализации данной технологии в объединениях: динамические паузы (физкультминутки, в том числе и для глаз, пальчиковая гимнастика); подвижные игры в ходе которых идет заучивание или повторение учебного материала; стимулирование деятельности на занятиях с помощью сигнальных карточек.
Все образовательные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества и опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Педагоги дополнительного образования могут в своей деятельности при реализации программы использовать как образовательные технологии в полном объеме, так и элементы той или иной технологии.
В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Цель внедрения образовательных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Е.В. Винтина.