:
:
:
:
:

Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности

16.10.2018 420

Использование педагогических технологий  в условиях дополнительного образования в объединении  социально - педагогической направленности

Использование педагогических технологий
в условиях дополнительного образования в объединении
социально - педагогической направленности

   Учреждение дополнительного образования  – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности детей  и управлять системой взаимоотношений в этих видах  деятельности.
В учреждениях дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальных особенностям и интересам,  корректировать содержание и методы обучения  в зависимости от уровня умственного развития, возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Для этого существуют программы разных направленностей. Увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает - есть главное условие эффективного освоения любой учебной программы.
В литературных источниках дается множество определений понятия «педагогическая технология».
  Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанников  и педагога.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманность каждого шага в реализации программы.
Критерии, которые  составляют сущность педагогической технологии:
•    однозначное определение целей обучения (почему и для чего?);
•    отбор и структура содержания (что?);
•    оптимальная организация учебного процесса (как?);
•    методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
•    учет необходимого  уровня квалификации учителя (кто?);
•    объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает максимальное развитие  индивидуальных познавательных способностей ребенка, основанных на  использовании имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность. Широкий спектр программ разных направленностей в учреждении дополнительного образования способствует  реализации данной технологии, так как выбор программы воспитанникам осуществляется исходя из их интересов. В ходе реализации программы воспитанники развивают свои умения в выбранной ими области, а педагог помогает им раскрыть свои возможности.
Групповые технологии  предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоконтроль.  Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Виды работ в рамках данной технологии (объединения «Лидер», «Ведущие за собой »): групповой опрос, учебные встречи (когда на одном занятии присутствуют дети из двух кружков , которые занимаются обычно отдельно, и выполняют определенные учебные задачи), смотры знаний.
Технология коллективной творческой деятельности. Цель технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.) Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Организация коллективного дела основана на принципах состязательности, игры, импровизации, которые работают  потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.                    
Наши традиционные коллективные дела в объединении «Лидер»: тематические  стенгазеты ( «Моя мама лучшая на свете», «Вот какие наши мальчики/девочки!», «Весна пришла», «День Победы»).
Технология индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения осуществляется со стороны воспитанника, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого ребенка, потому что он выбирает то направление, которое ему интересно. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к особенностям каждого ученика, следить за его достижениями в обучении, вносить необходимые поправки. Данная технология осуществляется мною при работе в объединении «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Это творческое объединение учащихся, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки.  В объединении занимаются трое учащихся разных возрастов. Каждый из них работает над выбранной им темой исследования в течение учебного года, а затем представляет свою работу на конкурсах различных уровней.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии применяются педагогами в работе с воспитанниками  различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Игровые технологии я применяю на каждом занятии (путешествие, турнир, приключение и др.)
Технология проектного обучения – технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность ребенку  активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации  получаемых таким образом знаний.
Информационно-коммуникативные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.  Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) при формировании компетентности слушателей применяются презентации, видеофильмы, индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги и др.
На занятиях в своих объединениях я использую обучающие видеоролики, обучающие презентации и презентации - тренажеры,  исходя из потребности их использования на занятиях (ввиду отсутствия конкретных учебных пособий) или заимствую их у коллег из сети Интернет.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения,  укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.)
Виды работ по реализации данной технологии  в объединениях: динамические паузы (физкультминутки, в том числе и для глаз, пальчиковая гимнастика); подвижные игры в ходе которых идет заучивание или повторение учебного материала; стимулирование деятельности на занятиях с помощью сигнальных карточек.
Все образовательные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности,  подвести эту деятельность к процессу творчества и опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Педагоги дополнительного образования могут в своей деятельности при реализации программы  использовать  как образовательные технологии в полном объеме,  так и элементы той или иной технологии.
В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности.  Цель внедрения образовательных  технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.



                               Е.В. Винтина.




Последние новости
Первые шаги в науку
25.10.2018 11:43:05 366
Марш парков
11.09.2018 10:39:30 367

Постоянный адрес: https://ddtich.schoolrm.ru/life/news/31963/358882/
Создано: 16.10.2018 13:48:12
Изменено: 16.10.2018 13:48:12
Версия для печати


Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика