:
:
:
:
:

Интервью, статьи, мнения

Оксана Никитина
Заместитель директора по учебной работе, МБУДО «Детская музыкальная школа № 4 имени Л. Воинова»
15.04.2020 3903

Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт

Началась вторая учебная неделя в новом, дистанционном формате. Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской музыкальной школе по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде коварного вируса заставили всех нас открыться навстречу новому.

К чести преподавателей Детской музыкальной школы № 4 имени Л. Воинова хочется сказать, что каждый из них, независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и занялся поиском вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн-платформ, подбор оптимальных, проведение обучающих видеоконференций для преподавателей.


Для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий


ДМШ № 4 – одна из крупнейших в республике, в ней обучается свыше 500 учащихся. Поэтому для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно. И вот 6 апреля старт дистанционному обучению был дан! С первого же дня проводились все уроки, причем с очень хорошей явкой учащихся!

Наши занятия проводятся в режиме видеосвязи: групповые – в формате уроков-видеоконференций на базе платформы Skype, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype, Viber, WhatsApp). Почти всё, как в классе, только удаленно. Оказывается, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно! Как выяснилось, многие ребята с утра ждут заветного звонка от преподавателя музыкальной школы по видеосвязи. Большинство семей сейчас дома, поэтому во время уроков в кадре нередко мелькают озорные младшие братишки и сестренки, сосредоточенные мамы, а также бабушки и дедушки, которые активно принимают участие, к примеру, в распевках юных вокалистов. Случается, что подпевают нашим юным музыкантам и их домашние питомцы, особенно часто собачки.

Конечно, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателей немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы подходят для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, нотный редактор, часто используемый вместо доски, чтобы записывать нотные примеры, виртуальную клавиатуру, виртуальный метроном, онлайн-тренажеры, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателей не менее 1,5-2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков их ждет еще и проверка выполненных домашних заданий. В итоге рабочий день длится с утра до позднего вечера.

Да, тяжело, да, непросто. И, безусловно, можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение. Тогда как в Приказе Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск № 24 от 03.04.2020 сказано: «Организовать режим образовательной деятельности с использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в условиях домашней самоизоляции детей и педагогических работников», что предполагает проведение онлайн-уроков с полноценным объяснением материала.


Дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению.


Хочется отметить, что преподаватели музыкальных школ находятся в особых условиях. К сожалению, практически ни одна обучающая интернет-платформа не готова к тем задачам, которые им приходится решать, и поэтому обучение музыке онлайн оказывается весьма ограниченным. К примеру, такие предметы как сольфеджио и хоровой класс требуют не только словесного объяснения материала, но и совместного пения. К сожалению, испробовав разные методы, способы, приемы и онлайн-площадки, мы понимаем, что петь группой в условиях удаленного режима практически невозможно. Часто звук запаздывает или пропадает. Поэтому приходится придумывать временные альтернативные формы работы по этим дисциплинам. Если говорить о предмете «Специальность», где происходит обучение игре на музыкальных инструментах, то, конечно, все мы понимаем, что ни один ноутбук, ни один микрофон не в состоянии передать все звуковые тонкости. И ни один даже самый большой монитор с хорошим изображением не заменит присутствия педагога рядом с учеником. Нельзя по интернету поставить руку ребенка, нельзя научить тонкостям звукоизвлечения. 

Безусловно, дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению, но оно может стать временным решением в условиях карантина. Конечно, мы все мечтаем о скорейшей победе всего мира над коварным вирусом, завершении карантинных мероприятий и возвращении к живому общению с нашими учениками.

Тем не менее, сейчас – историческое время: мы осваиваем совершенно новый формат построения образовательного процесса – дистанционное обучение. И хотя сегодня многие из преподавателей все еще чувствуют неуверенность и даже страх на этом пути, пройдёт время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали! Всем здоровья! Берегите себя!


Создано: 15.04.2020 12:31:32
Изменено: 15.04.2020 14:05:29
Версия для печати

Последние статьи, интервью, мнения
Юлия Чекашкина
Педагог по ментальной арифметике
Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007
Ментальная арифметика
Татьяна Астахова
Педагог по скорочтению, грамотному письму и каллиграфии
Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка Ирина Бачкова
Директор
Лицей МГУ им. Н.П. Огарёва
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка
Главное
Лента
ДЕТСКИЙ ФЛЕШМОБ «МЫ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ!» ДЕТСКИЙ ФЛЕШМОБ «МЫ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ!»
В рамках 30-летия МЧС России управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия предлагает...
14.08.2020
Персонифицированное дополнительное образование
Электронный журнал ЭлЖур

Мнение

Оксана Никитина
Заместитель директора по учебной работе, МБУДО «Детская музыкальная школа № 4 имени Л. Воинова»
Началась вторая учебная неделя в новом, дистанционном формате. Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской музыкальной школе по всем предметам...
15.04.2020

Партнеры

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
ПАО Ростелеком
Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007
Семейный клуб БУКВАРЁНОК

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2020
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика