Наследники народного искусства прошлого
16.03.2024
81
14 и15 марта Российский государственный художественно промышленный университет им. С.Г. Строганова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева в рамках Всероссийской научно – практической конференции провели выставку работ преподавателей и студентов колледжа дизайна и декоративного искусства г. Москва. Преподаватели ДХШ и школ искусств Республики Мордовия принимавшие участие в работе зонального методического семинара Министерства культуры были приглашены на торжественное открытие выставки и имели возможность рассмотреть и оценить «творческое осмысление образцов народного искусства как в рамках образовательной деятельности, так и в области авторского творчества» изделия декоративно прикладного искусства и народных промыслов: кружевоплетение, лаковая миниатюра, художественные ткачество, ковроткачество, стекло, вышивка, металл, роспись эмали. Среди многих видов художественных промыслов уникальным явлением является традиционное вологодское кружево. Произведения кружевниц – поэтичные, светлые, радостные – представлены в виде современного праздничного украшения к женским вечерним платьям, летних перчаток, даже изящного зонтика защищающего от солнца
Эти произведения представили своеобразный стиль вологодского кружевоплетения, для которого характерны крупный обобщенный орнамент, лаконизм и графичность рисунка, мягкость и пластичность узора. Отличительной особенностью миниатюрной живописи стала реалистичность изображения, в котором чувствуются пространство, перспектива, воздушная среда. Однако это качество не нарушает ощущение сказочности, которую создают специальные технические приемы, один из них - письмо «по - сквозному». Суть его заключается в том, что живопись выполняется прозрачными красками по сусальному золоту, перламутру или алюминиевому порошку. В результате краски загораются изнутри. Особый эффект дает подкладка из перламутра. Она создает нежнейшие оттенки, завораживающие цветовыми переливами. Наряду с коробочками из папье – маше на выставке представлены и подносы. На черной лакированной поверхности «расцветают» сияющие яркими, словно горящими, красками букеты – розы, маки, васильки, ромашки, колокольчики.
В Триптихе «Роща золотая» художники добиваются звонкой чистоты ярких красок, ювелирной миниатюрности письма и волшебного узорочья в рисунке. Это уникальная техника декоративной живописи, которая включает прием многослойного письма и инкрустацию перламутром. Современные мастера сохраняют старинные традиции росписи. Они тщательно прописывают каждый бутон, каждый лепесток, каждую форму цветка, но не доводят изображение до иллюзорности, сохраняя сочность цвета и необходимую степень условной декоративности.
Многочисленные и разнообразные произведения узорного ткачества, вышивки, ковроткачества, а так же оригинальные и неповторимые костюмы свидетельствуют о высочайшем мастерстве, трудолюбии, таланте и художественном вкусе молодых рукодельниц. Предметы быта, элементы одежды украшенные бисером и жемчугом, золотным шитьем по шелку, орнамент которых несет древнейшие мотивы, превратились в гармоничные декоративные композиции и представляют стилизацию народной культуры. Древнейшая и сложнейшая ювелирная техника «перегородчатая эмаль», что «пришла» в Русь из Византии в С. Е. ростовская финифть отличались особым мастерством исполнения и декоративностью. В буйном цветении узора распускаются краски - светлые, радостные: желтые, красные, голубые, розовые, фиолетовые. Лучшие произведения талантливых мастеров сохраняют поэзию ручного труда, традиции и мастерство, достойно представляя сегодняшний день в многовековой истории русского народного творчества.
Подготовила преподаватель истории искусства Рябцева Галина Александровна